Найти тему

Драйв: Что на самом деле нас мотивирует

№3 (267 стр) Дэниел Пинк. "Драйв: Что на самом деле нас мотивирует"

#1mlnpages

В самом общем виде под мотивацией понимается побуждение к действию, то, что способствует совершению необходимых шагов, инвестированию своей силы, энергии, времени. Данная книга посвящена этому очень непростому вопросу.

Автор на основе изучения обширного научного и эмпирического материала, множества лабораторных экспериментов предлагает читателю определенную эволюцию мотивации:

  • Мотивация 1.0 - удовлетворение базовых потребностей и в первую очередь потребности выжить в хищническом мире, спастись от атаки зверя или другого племени. Такой вид мотивации был характерен для ранних этапов развития человечества
  • Мотивация 2.0 - по сути некоторая калька широко известного подхода "кнута и пряника". Метод известен с начала 20 века с появлением, так называемого, научного подхода к менеджменту, с внедрения его на деле Тейлором, Фордом и иже с ними. Человек - этакий робот, который будет работать эффективнее в рамках строгих инструкций и контроля. В основе лежит внешняя мотивация.
  • Мотивация 3.0 - относительно новый подход, базирующийся на внутренней мотивации. Человек будет делать все от него зависящее, работать супер эффективно, если он полностью вовлечен. В тоже самое время автор оговаривается, что применение такого подхода возможно только тогда, когда все базовые потребности, в том числе материально вознаграждения находятся на уровне даже выше среднего по рынку.

-2

Мотивация 3.0 возможно при следовании трем принципам: автономия, мастерство, целеустремленность. Другими словами, сотрудник не должен быть сжат рамками контроля, в том числе и необходимостью определенного графика и обязательного нахождения в офисе; он должен на протяжении всей жизни самосовершенствоваться и развиваться и идти к определенной, понятной и всех объединяющей цели. Гибкие и/или бирюзовые организации - всё в эту сторону!

Интересным показался эксперимент, когда одна группа художников рисовала по определенному заданию и за последующую оплату, а вторая творила на свое усмотрение, без оплаты в творческом полете. Произведения второй группы были оценены зрителями намного более изящными и интересными, чем первой. Так исследователи доказывают, что фокус 1 группы был значительно ссужен оплатой и, как следствие то, что креативность нельзя ограничивать во времени. Другими словами, тип мотивации и, как следствие, оплаты должен зависеть от типа выполняемой работы.

Хотел бы добавить относительно мастерства. В принципе соглашусь с автором, что мастерство - это скорее процесс, чем конечная точка. Это то, что никогда не придешь, но куда стремишься. Это то, что притягивает именно потому, что всегда ускользает.

В книге есть интересные мысли, но это скорее некоторый сборник обзоров на труды других исследователей, некоторая их компиляция, нежели новаторские идеи автора. Например, почти в половине изложенного материала автор приводит мысли и ссылается на Михай Чиксентмихайи и его "ПОТОК".

Субъективная оценка: 7/10

P.S.

Друзья, присоединяйтесь к ЧЕЛЛЕНДЖУ #1mlnpages

Будем вместе читать в 2020 году!