Найти в Дзене
1 день - 1 экспонат

Свидетель кровавого погрома в доме Боратынских

Одно из центральных мест в музее Боратынского занимает портрет Надежды Дмитриевны Боратынской. Картина интересна не только в художественном плане, но и как потрясающий документ, красноречиво и достоверно рассказывающий об эпохе начала ХХ века. Здесь можно заметить порезы от штыков и капли крови. Это – следы погрома дома Боратынских большевиками в 1918 году. Спустя век полотно все так же висит на своем месте. Сегодня в проекте «1 день – 1 экспонат» чудом сохранившийся портрет, открывающий нам невероятную историю.

Изображенная на картине женщина – горячо любимая супруга Александра Боратынского, Надежда Дмитриевна. Дама стоит на берегу реки рядом с родовым имением под Казанью, держит в руках книгу, а рядом лежит палитра с красками. Эти детали рассказывают нам о пристрастиях Надежды Дмитриевны. Она обладала поэтическим и живописным дарованиями, успела выпустить сборник стихов «Друзьям на память», однако многого сделать не успела.

Родив троих детей, в возрасте 38 лет женщина скоропостижно скончалась от скарлатины, ухаживая за заболевшим сыном.

-2

Вся семья очень тяжело переживала потерю. Её брат, прославленный генерал и, одновременно, художник, Павел Шипов, решил увековечить память Надежды Боратынской, написав по памяти портрет в полный рост. Эта картина - одна из немногих работ Шипова на гражданскую тематику.

Об истории создания портрета написала в мемуарах Ксения Николаевна Алексеева: «Приехал из Петербурга брат Нади Павел Дмитриевич Шипов, который вместе с ним [А.Н. Боратынским] переживал ужасную потерю. Он целые дни проводил за мольбертом. Он писал на память Надин портрет во весь рост: в березовой аллее у берега реки стоит, прислонившись к дереву, не настоящая Надя, а фигура женщины с Надиным лицом, и держит в руках палитру, а у ног ее лежит тетрадь стихов. Вдали – закат сквозь тучи. Этот аллегорический портрет всегда стоял с тех пор в Сашином кабинете».

На этом месте он висел и во время погрома усадьбы, который учинили большевики, обвинив Александра Николаевича Боратынского в контрреволюционной деятельности осенью 1918 года. «Обыск и разгром дома продолжался до поздней ночи. Солдаты вырывали картины из рам, рвали полотна, выбрасывали мебель из окон...» – так описывают Боратынские сентябрьский вечер, когда арестовали главу семьи.

– При реставрации портрета, когда чистили полотно, которое было в очень тяжелом состоянии, одно место вызывало сомнение. Краска оттиралась плохо, эти капельки никак не хотели уходить... Тогда отдали на анализ, и оказалось, что это брызги крови. Было принято решение оставить их. Если мы совмещаем эти прорывы, брызги крови, то перед нами встает у нас картина, очень сухо описанная в воспоминаниях Боратынских: когда солдаты добрались до портретов сестра Александра, Екатерина бросилась собой закрывать эти портреты... – рассказывает старший научный сотрудник музея Е.А.Боратынского Елена Скворцова.

Вскоре Александра Николаевича Боратынского расстреляли. Такая же участь постигла и автора картины, Павла Дмитриевича Шипова. Сегодня его называют в числе главных представителей русского военного портрета, а его картины все чаще вызывают интерес у искусствоведов. Он запечатлел не батальные сцены, а солдатский быт. Любопытно, что спустя столетие, об успешном военном, генерал-лейтенанте, вспоминают скорее не по его ратным делам, а благодаря художественному творчеству. Искусство оказалось сильнее войны...

Антон Райхштат, совместно с музеем Е.А. Боратынского.