Как выжать из бонусов максимум и какие нюансы существуют в этой сфере. «Моя Планета» разбиралась, в каких случаях выгодны программы лояльности.
Зачем копить?
Накопленные мили можно обменять на стоимость билета (или его часть), повышение класса обслуживания, скидки в магазинах беспошлинной торговли, оплату отеля и другие бонусы. Если миль достаточно (обычно от 3000), часть их можно пожертвовать благотворительному фонду — партнеру программы. Минимальный размер взноса — 100 миль.
Некоторые авиакомпании позволяют расплачиваться бонусами за дополнительные услуги. Так, бронирование места в салоне самолета S7 Airlines будет стоить от 720 миль, а специальное питание — от 700 миль. Участники бонусной программы Utair Status могут тратить мили не только на свой билет, но и на билеты для друзей и родственников. А у многих партнеров программы Miles & More, куда входит ряд авиакомпаний (в том числе Lufthansa), можно запросить начисление недостающих миль в долг.
Программа лояльности выгодна тому, кто путешествует на дальние расстояния хотя бы раз в два года. Оплатить баллами можно не только свой билет, но и билет родственника, друга. Поездка в купе на расстояние до 500 км стоит 4000 баллов, на «Ласточке» (места для сидения) — 3000–4000, на «Сапсане» в экономклассе — тоже 4000. Другой вариант — пожертвовать бонусы на благотворительность. Помимо этого, участие в программе дает 50-процентную скидку на залы повышенной комфортности. А 35 000 баллов позволят перейти на золотой уровень, что даст право бесплатно проходить в залы повышенной комфортности и в случае нехватки денег на билет получить до 20% аванса в баллах.
Как накопить?
Самый простой способ — часто летать рейсами одной авиакомпании или ее партнерами. Количество миль зависит от расстояния, тарифа авиабилета, класса обслуживания и вашего статуса (базовый, серебряный, золотой, платиновый). Для расчета удобно использовать калькуляторы набора миль или таблицы начисления баллов на сайтах авиакомпаний. В зависимости от авиакомпании за один полет начисляется минимум 500 миль («Аэрофлот», S7 Airlines). В Utair одна миля равна одному рублю.
Другой вариант — приобретать товары и услуги компаний-партнеров, перечисленных на сайте бонусной программы (отели, прокат автомобилей, рестораны, магазины, аптеки, сервисы для бронирования путешествий). Мили, как правило, начисляются при условии перехода на сайт партнера с сайта авиакомпании, а предложение не суммируется со скидками и промокодами. Допустим, вы участник программы «Аэрофлот Бонус». Если вы решите остановиться в одном из отелей сети Azimut, за каждую ночь проживания на ваш счет будет падать 500 миль. А за аренду автомобиля с помощью онлайн-сервиса Rentalcars.com вы получите от 500 до 1500 миль (в зависимости от срока аренды).
Третий способ — использовать специальные карточки банка-партнера. Условия начисления миль зависят от банка: одни зачисляют какой-то процент от стоимости покупки, другие — за каждый потраченный по карте доллар или евро прибавляют одну милю.
Наконец, чтобы привлечь новых участников, авиакомпании дарят мили при вступлении в программу лояльности (чаще всего от 300 до 1000). Еще 500 — при оформлении карты банка-партнера. Правда, это единовременные выплаты. А вот проходить онлайн-регистрацию на сайте S7 Airlines можно перед каждым полетом, и за это счет будет пополняться на 50 миль.
Засчитываются баллы от поездок на поездах дальнего следования РЖД, «Сапсане», «Ласточке», «Невском экспрессе», «Стриже», а также «Аллегро» и других поездах — партнерах РЖД, курсирующих не только по России, но и за рубежом. Баллы не начисляются за поездки по льготным проездным документам. При этом их количество напрямую зависит от потраченной суммы: за каждые 3,34 руб. вы получаете 1 балл.
Есть у РЖД программа «Семейная», вступиь в которую могут до 9 членов семьи одновременно. Накопление бонусов идет на общий счет. Так баллы копятся быстрее.
Другой способ — оплачивать покупки картами банков-партнеров. У каждого банка свои условия. Так, участники программы «Спасибо от Сбербанка» могут обменивать бонусы «Спасибо» на баллы «РЖД Бонус» из расчета 1:1.
Есть у РЖД и другие партнеры, услугами которых выгодно пользоваться, если вы являетесь участником программы. Например, промокод дает скидку на спектакли московского драматического театра «Модерн». Приложение «Фотопочта» позволяет всем участникам «РЖД Бонуса» получить в подарок десять фотографий и 15-процентную скидку на каждый заказ. Для этого тоже надо указать промокод. А сеть трех- и четырехзвездочных отелей в Санкт-Петербурге Station Hotels предлагает постоянную скидку 15% от стандартного тарифа с завтраком.
Кстати, РЖД также поощряет новых участников и дарит каждому 500 приветственных баллов.
Как вернуть премиальный билет?
Большинство авиакомпаний запрещают возврат. Так что при неявке на рейс баллы сгорают. Однако «Аэрофлот» с августа 2019 года разрешил сдавать бонусные билеты и переоформлять их. Причем как до вылета, так и после (в течение года после приобретения билета). Вам обратно начислят потраченные мили и вернут сумму уплаченных сборов, кроме топливных, и за вычетом штрафа. Сумма штрафа зависит от того, когда вы сдаете билеты и сколько миль было потрачено.
Например, если сдать до вылета билет, который стоил менее 50 000 миль, с вас удержат €50 (3500 руб.). Если билет стоил более 50 000 миль, то уже €100 (7100 руб.). После вылета штраф увеличивается вдвое. Переоформление билета будет стоит €50 до вылета и €100 после.
Если вы приобрели билет на премиальные баллы, но не смогли поехать, можно вернуть деньги. Правда, не позднее чем за восемь часов до отправления поезда. А вот баллы вернуть не удастся.
Что делать, если бонусы не зачислились автоматически?
Обычно баллы за поездку начисляются в течение 30 дней. В противном случае восстановить их можно в личном кабинете на сайте программы (не позднее чем через 120 дней после даты завершения поездки). До начисления баллов рекомендуется не выбрасывать билет.
Осторожно: баллы сгорают!
Необходимо помнить, что, если не летать долгое время (один-пять лет лет в зависимости от авиакомпании), мили аннулируются. В Utair все еще жестче: если участник бонусной программы не прибавлял и не тратил мили в течение полугода, с его счета будет списываться по 100 миль в месяц за обслуживание (это не относится к уровням Silver и Gold). В S7 Airlines для детей от 2 до 12 лет мили не аннулируются, а взрослые могут платно продлить срок действия своих. Участникам программы Miles & More выгодно иметь кредитную карту, так как она защищает бонусы от сгорания.
Чтобы баллы не аннулировались, необходимо минимум раз в два года совершать поездку. Исключение — участники младше 14 лет. Баллы, накопленные ими, могут сгореть лишь по достижении ими 15 лет.
Как вступить в программу?
Минимальный возраст участия в программе лояльности — два года. Для этого надо зарегистрироваться на сайте авиакомпании или в ее мобильном приложении. Альтернативный вариант — оформить кредитную карту банка-партнера: так, любители «Аэрофлота» оформляют карты Сбербанка, Ситибанка, Альфа-банка, СМП-банка. Есть и третий способ — зарегистрироваться через сервисный центр.
Для участия в программе лояльности от РЖД необходимо зарегистрироваться на сайте компании или заполнить анкету в поезде. За детей до 14 лет это должен сделать законный представитель (родитель или опекун). После завершения регистрации участнику присваивается идентификационный номер, который высылается на адрес электронной почты или на номер мобильного телефона, указанный при регистрации. Профиль необходимо активировать в течение трех месяцев, иначе он будет удален.
Можно ли продать или передать бонусы?
Некоторые перевозчики продают мили. Например, участники программы Flying Blue (рейсы Air France или KLM) могут купить, подарить или передать мили на законных основаниях. Помимо этого, периодически устраиваются официальные распродажи миль. Расценки каждый раз меняются, но 1 милю можно купить примерно за 40 коп.
«Аэрофлот» разрешает «обналичивать» мили. В основном речь идет о сертификатах на определенную сумму в рублях, при этом курс составляет 4,5 мили за 1 рубль или 22 коп. за милю. То есть сертификат на 1000 рублей обойдется в 4500 миль. Обналичить его можно в сетевых ресторанах и магазинах. Авиакомпания позволяет также дарить бонусы, но не более 50 000 миль за календарный год и не более 5000 миль за одну транзакцию. При этом за каждую операцию придется заплатить 600 рублей. На теневом рынке цены могут быть чуть выше и достигать до 1 руб. за 1 милю.
Официально торговать баллами нельзя. Однако при условии достаточного количества на счете разрешается оформить премиальный билет на другого человека. Правда, сделать это можно только в купейные вагоны, СВ и люкс. При этом придется оплатить полную стоимость всех сервисных услуг, включая комплект постельного белья. Передавать баллы можно не чаще десяти раз в год.
Важно
Не забывайте указывать идентификационный номер при покупке билета и использовании услуг партнеров. И берите бонусную карту в аэропорт или поезд.
Из-за неточностей в билете, любых технических ошибок вас могут лишить честно заработанных бонусов. Тогда придется заполнить специальное заявление и приложить к нему проездные документы.
Если билеты есть в наличии, это не значит, что их можно будет купить на бонусы. Авиакомпании и РЖД ограничивают количество «бесплатных» мест. Так что, если вы собираетесь путешествовать компанией, велик риск, что кому-то придется покупать билет за свой счет.
Будьте готовы к тому, что придется доплатить. К тому же отдельно оплачиваются сервисные сборы (а они при перелетах бывают выше 10 000 руб.) и постельное белье в поездах.
Одно и то же направление у разных авиакомпаний может обойтись в разную сумму — как в рублях, так и в милях. Так, можно слетать «Аэрофлотом» туда-обратно в экономклассе из Москвы в Осло за 20 000 миль, а S7 Airlines — за 25 000. При этом на теневом рынке у «Аэрофлота» 20 000 миль будут стоить в пределах 12 000 — 15 000 руб., а на сайте авиакомпании билет в обе стороны обойдется примерно в 11 000 руб. У S7 Airlines на теневом рынке 25 000 миль стоят 4000 — 14 000 руб., а билет Москва — Осло в обе стороны обойдется в 10 000 руб. На сайтах авиакомпаний есть калькуляторы, по которым можно рассчитать премиальную стоимость направления.
Экономия ощутима, если летать бизнес-классом (особенно на дальние расстояния), на рейсах с низкими топливными сборами (страны СНГ) и ездить в СВ или люксе.
На популярные даты (каникулы, майские и новогодние праздники, летние дни) практически невозможно купить билеты за бонусы. Как и на популярные направления, особенно если вы путешествуете не одни.
Лучше всего отдать предпочтение той авиакомпании, у которой больше всего партнеров из крупного альянса.