Найти тему
Марина Павловская

Когда остались лоскутки...

Когда шьешь много и материал такой разнообразный - фактурный, красивый, интересный; бывает жаль расставаться даже с маленькими обрезками. Наверно это уже слегка синдром Плюшкина :) Но нет, просто рождается чувство, что даже эти маленькие обрезки могут пригодиться, пойти в дело. Это больше похоже на крепко спрятанную генетическую память, когда наши предки очень дорожили любым ресурсом, относились к нему крайне бережно и использовали все без остатка. Не из жадности, отнюдь. Скорее по причине большого уважения к труду, к каждому приложенному усилию.

Кто читал любой материал по истории народного костюма, осведомлен о том, что ткани, произведенные на домашнем станке, шли в дело до последней нитки. Крой в основном был прямоугольный, изредка материал разрезали по диагонали, получая прямоугольные клинья.

Сейчас ткани производят в изобилии, и межлекальные выпады на производстве просто не считают. Но у мастериц лоскуты, тем более из натуральных волокон или дорогого шелка могут стать отличным материалом для творчества.

Чем больше я шью, тем больший пиетет испытываю перед чужим трудом. В начале моего творческого пути я материалы не щадила, разрешала себе ошибаться, но со временем стала аккуратнее и строже. Но и избирательнее.

Моя первая сумочка не была плодом долгого творческого поиска и тщательно обдуманным проектом. Она просто потребовалась, как говориться "вот прям сейчас". Поэтому материалы были из разряда "что попалось под руку и более-менее подходит". Сама сумочка выполнена из итальянского фактурного льна, "крыша" домика - полушерсть, остальное - хлопок.

Следующая сумочка уже была более продуманной, выполнена по запросам и материал подбирался, согласно сюжету. Во-первых - внутри было два отделения, во-вторых - застежку попросили сделать на липучке, а вот рисунок - полностью мой произвол)) Получилось интереснее.

"Аппетит пришел во время еды" - котики с рыбками обрели подробности: полоски, усы и плавники в виде вышивки. В ход пошли остатки обвязанных бусин, на яблоне появились плоды и листочки.

Когда сюжеты с кошками были исчерпаны, я обратилась к ... материалу. Иногда он сам дает подсказку. Столь часто используемый итальянский лен очень напоминает фактуру дерева, поэтому "поработал" и оконным наличником, и стволом яблони.

На одной из сумочек фигурировало сине-сиреневое ведерко. Рисунок на ткани несколько напоминает волны, даже буруны. Но это не все. Он также походит на оперение, или на некоторые узоры японской стежки "сашико". Именно эта ткань "подсказала" совушку. Ну а дальше - надо было только следовать за рисунком, соблюдать пропорции и подбирать "окружение". Также, рассматривая кусочек, я увидела глазки филина.

Совки одинаковыми не получаются. Каждый материал диктует свой характер: одна - охотница, другая - ночная летунья, третья - "сплюшка".

К сожалению, у любой мастерицы есть своя "ахиллесова пятка". Очень часто вдохновляет чужое творчество, но все равно в сюжет хочется привнести свое видение. По интернету ходило много вязанных совушек, они мне очень нравились, но повторять я их не хотела. Зато в лоскутный сюжет пролезли :) Я так думаю. Как и котики :)

Да, в творчестве все таки присутствует что-то "от шамана" - когда осматриваешься вокруг и воплощаешь то, что чаще видишь. Или то, что больше видеть нравится.