Найти тему
Козловъ

Вокзал Мичуринск-Уральский.

Всем доброго времени суток!

Во второй половине XIX века развитие железнодорожных сетей стремительно набирало обороты. К 1860 году их протяженность составляет почти 1600 км, а уже в 1875 году эта цифра составляла свыше 20000 км. Очень скоро становится ясным - железные дороги не просто новый вид общественного транспорта, они новое слово в системе всей организации перевозок и развитии экономики.

Въезд на вокзал на рубеже XIX - XX веков
Въезд на вокзал на рубеже XIX - XX веков

Именно в тот период меценат Павел фон Дервиз, уроженец Тамбовщины, предлагает проект развития железной дороги, а точнее постройки пути Рязань-Саратов, где первым участком линии должна была стать Рязанско-Козловская железная дорога.

Строительство шло очень быстро: началось в 1865 году, а к сентябрю 1866 года уже было завершено. Прибытие первого поезда по ней открыло новую ветвь в истории города, и с этим трудно поспорить, ведь торговый город получил новый способ отправлять товары, о чем свидетельствует следующая цифра: в 1867 году из Козлова поездами было отправлено 11 млн пудов хлеба (1 пуд = 16,38 кг)

Вокзал на этапе строительства.
Вокзал на этапе строительства.

К 1872 году было построено и открыто большое здание вокзала, названное "Козлов-1", с присвоением 1 класса.

Вот что писали о вокзале на начало XX века:
"Двухэтажное здание в начале XX века освещалось газом и включало в себя ресторан, книжную лавку, почтовое и телеграфное отделения, а также витрины для продажи необходимых в дороге предметов, которые располагались в зале 1 и 2 классов. О популярности и достатке вокзального ресторана свидетельствовал небольшой фонтан, расположенный в центре зала и аквариум с золотыми рыбками. Стены первого этажа были рустованные, также имелась парадная лестница, ведущая на привокзальную площадь. В начале XX века значительную часть первого этажа занимало пятиклассное железнодорожное мужское училище, а на втором размещалось жандармское управление."

Ни для кого не секрет, что железная дорога состоит не только из путей и машин - это огромный сложный комплекс, включающая в себя ремонт, обслуживание, производство и многое-многое другое. Поэтому параллельно с развитием вокзала ведется развитие мастерских, в которых на 1890 год трудилось более 1000 человек, при них открывается училище с собственным общежитием. В конечном итоге, к 1928 году мастерские переросли в градообразующий завод, известным как "Милорем".

Удивительное здание железнодорожного общежития. К сожалению до наших дней оно не дошло.
Удивительное здание железнодорожного общежития. К сожалению до наших дней оно не дошло.

После революции вокзал остался прежним - транспорт нужен любой власти. На протяжении последних 100 лет менялась лишь краска на фасаде и терялись элементы декора во времена ремонтов, однако в целом образ остался тем же (в отличии от второго вокзала Мичуринска - Мичуринск-Воронежского). В конечном итоге былой шик царской дороги практически исчез, медленно уступая место дешевизне и простоте РЖД.

В настоящее время через город Мичуринск проходит одна из главных электрифицированных магистралей Юго-Восточной железной дороги (линия Москва-Рязань-Мичуринск-Грязи-Воронеж-Ростов). Она связывает Центральный район с Черноземьем, Северным Кавказом и Закавказьем. По этой дороге идёт большой поток транзитных грузов, перевозятся пассажиры. Другая важная магистраль - Рязано-Уральская. Для области по ней поступает жидкое топливо, нефтепродукты, сырьё для химической промышленности из Поволжья, лесные грузы и металл с Урала.

Осталось дело за малым - показать вам немного современности этого здания.

Ночной вид обновленное привокзальной площади, снятый одним из мичуринских фотографов
Ночной вид обновленное привокзальной площади, снятый одним из мичуринских фотографов

Спасибо за прочтение! Надеюсь вам понравилось.