- Здесь три глины: красная, синяя и белая, - указывая на серую массу, пояснил мастер, и добавил - Как добываем? Пешочком в походах.
После дождика весной
Нужный материал водится недалеко, в городской черте. Отправляться за глиной лучше всего весной, пока земля ещё не поросла травой, и после дождя. Места вероятного «обитания» – берега рек, заброшенные карьеры. Потом на сутки глина замачивается в бочке, затем тщательно перемешивается специальным «миксером». Вот и получается из красной, синей да белой неприглядная на первый взгляд серая.
Глина – материал тяжёлый, даже очень. Но сюда, в детско-юношескую библиотеку, куда его пригласили дать мастер-класс, Сергей принёс уже готовой, тщательно перемешанной глины вдосталь. Две ходки пришлось делать, да на маршрутках, да по морозу…
Из электрослесаря в философы
Когда Сергей Михайлович впервые взял в руки глину и увидел, что из неё можно творить, по его словам, всё в нём перевернулось. Внешне эти душевные метаморфозы проявились в смене профессии: бывший электрослесарь переквалифицировался в гончара. Но поначалу много ездил по стране, учился у мастеров из Красноярска и Новосибирска.
– Поскольку меня учили бесплатно, то и я передаю свои знания безвозмездно, – объясняет он, прежде чем начать урок.
Каждое воскресенье Сергей Михайлович проводит в училище, где в будние дни трудится мастером производственного обучения, занятия со взрослыми, кто желает обучиться древнему ремеслу.
Воздушных шариков не существует
Все присутствующие на мастер-классе уже раскатали меж двух ограничителей плащик для гномика и принялись за шарик.
– Знаете разницу между шариком и мячиком? – задаёт неожиданный вопрос мастер.
Мячик полый внутри, а значит привычное словосочетание «воздушный шар» - неверное в корне. Правильно – воздушный мяч. Мы же катали шарики, чтобы приступить к самому интересному – лепке головы и лица. Если верно, что Бог лепил первых людей из глины, должно быть и весело ему было!
– Ой, посмотрите, какой у меня получился! – то и дело вскрикивал кто-нибудь из творцов.
Технология одна, а лица у каждого разные.
– А почему, собственно мы лепим гномика-мальчика? – всплыл вдруг вопрос.
В самом деле, раз гномики размножаются, должны быть среди них и девочки и мальчики…
Сергей Михайлович разрешал всё. Хочешь, губы сделай потолще, лоб нарасти широкий, подбородок волевой вылепи…
– Это только ваше произведение, – по ходу говорил он. – Ваше творчество, частичка души, если хотите.
Зачем он всё это делает?
Резонный вопрос. Добыть глину, приготовить массу, привезти на себе такую тяжесть и весь необходимый инструментарий, пусть и не хитрый… За всем этим стоит какая-то философия. Какая?
– Мне приятно видеть результат, – отвечает
– Но разве ваши собственные творения – не результат?
– Мне очень важно делиться с другими тем, что умею сам. Этот процесс вовсе не односторонний. Я при этом тоже получаю новые знания. Мне это важно.