Когда что-то доступно, это «что-то» мне легче отложить на потом, чем взять сразу. Я живу в Москве, и в столичных музеях бываю реже, чем в питерских. Ведь до Санкт-Петербурга надо доехать, а уж если добрался, то берешь по полной – и туда, где уже был, захаживаешь, и новые не пропускаешь.
А дома, каждый раз думаю я, спешить некуда: всё успеется. А пока поработаем да дела домашние поделаем. Так жизнь в родном городе и проходит мимо.
Но есть спасение: временные выставки. Тут уж надо бежать, а то закроется. Так в этом году я спешно дошла до выставки «Магия кукол. Из коллекции музея ʺСобраниеʺ».
Проводит такие показы Музей Декоративного-прикладного искусства на Делегатской каждый декабрь-январь уже семь лет.
Да и в сам частный музей Собрание на Солянке тоже можно попасть. Правда, по предварительной заявке. Музей организовал Давид Якобашвили, предприниматель и уже лет десять как меценат. Самое известное его детище - Вимм-Билль-Данн, ныне продан компании ПепсиКо.
Итак, выставка кукол. Небольшой зал, полтора десятка экспонатов по периметру, четыре – в центре.
Экскурсовод заводит птичку. Птичка вертит головкой, открывает клюв и выводит трели. Механизм сродни часовому. По тому же принципу работают и современные музыкальные шкатулки, которые можно привести как сувенир, скажем, из Петергофа.
Сейчас проще поверить, что движения птички сопровождает аудиозапись пения живой канарейки. А на самом деле звук издает «кулачковый механизм с мехом, флейтовой трубочкой и пружинным приводом».
Эту музыкальную птичку в конце XIX века сделал французский мастер Блез Бонтам. Наверняка, за свою жизнь он сделал еще с десяток, но каждая была штучной. Как из арабских сказкок «Тысяча и одна ночь». Таких птичек заводили и для удовольствия, и чтобы научить петь живую канарейку.
А эту пастушку с мандолиной, которая хранится под стеклянным колпаком, нам так и не завели. Она – особо ценная, с этим колпаком ее и выпустил автор – Густав Виши.
А еще он придумал и запатентовал вращающиеся глаза у кукол. До него их просто рисовали. Французский мастер женился на модистке, которая шила одежду для кукол. А дальше он стал первым из предпринимателей-кукольников, организовавшим в своей мастерской весь процесс изготовления механических кукол и музыкальных автоматов.
Семейная фирма была успешна, и все же после смерти основателя в 1904 продала дело одному из бывших рабочих фабрики и вскоре обанкротились.
Этого "Клоуна, играющего в диаболо", с головой из папье-маше в 1875 году тоже сделал Густав Виши. Диаболо – йо-йо придумали - в Китае в XII веке.
Издалека леску невидно, кажется, что клоун палочками дрессирует вертящийся круг. Это завораживает и сегодня, представляю, как это смотрелось полтора века назад: как чудо!
На выставке были механизмы и других мастеров из Франции и Германии. Но мне глянулись больше всего именно игрушки Виши.
Как и положено, они повторяли движения человека под музыкальное сопровождение. Как и задумывал автор-кукольник, они вышли живыми. Именно такие игрушки становились героями сказок у датчанина Андерсена и немца Гофмана.
И еще про одно творение Виши – про «Школьника в смешном колпаке». Он - из последних произведений мастера, сделан в 1900 году. За ним - история жизни французского школьника. Такую игрушку не потискаешь, но с ней можно поиграть, выдумать свой сюжет.
Правда, изначально именно эта игрушка была сделана по истории мальчика Жана (1865 год) – ее автор графиня Софья де Сегюр, урожденная Ростопчина. Она начала писать лишь в 57 лет, на французском, и издала во Франции порядка 25 детских книг, и все они были весьма популярны. Даже Марина Цветаева восхищалась ими.
Голова мальчика из папье-маше, рыжеватые волосы на ней - настоящие. Костюмчик из бархата и шелка, в таких же в XIX веке ходили французские школьники. На голове - шапка с ослиными ушами и надписью на французском - “ÂNE”, что переводится как «осёл».
Трудно поверить, но такова была педагогическая практика: посадить ребенка, плохо сделавшего письменную работу, на позорную скамью и водрузить ему на голову такой вот колпак.
Мальчик плачет, качает ногой и хочет утереть глаза платком. В руках у него фотография подруги, а в корзине рядом – груша и хлеб. Хочу верить, что в его игрушечной жизни они скрашивают его горе. Звучит задумчивая мелодия.
Экскурсовод сказала, что игрушки – по-музейному автоматоны – живут своей жизнью. Не всегда заводятся, или начинают работать, когда от них этого уже не ждут. Эти игрушки из другого мира. Сейчас у жизни другой темп, и вокруг нас мало штучного и единичного. А эти игрушки именно такие.
Здорово, что я все-таки собралась на них посмотреть! На сайте музея «Собрание» - ссылка тут – есть видеозаписи работающих игрушек. Посмотрите!
А здесь мой очерк о музеях игрушек в Нюрнберге и Мюнхене.
Александра Кудрявцева/ ДОРОГАМИ РАДОСТИ
Если понравился очерк, ставьте "палец вверх" в продвижении помогает и автора окрыляет)) И подписывайтесь на наш канал!