Постепенно дом затих и уснул. Но дону спать не хотелось. Он выспался днем. Морис днем не спал, а работал. Поэтому он ушел с Марией. Несмотря на католическое воспитание и патриархальнее порядки, тут понимали, что война унесла немало мужчин. Сожительство и даже случайные встречи незамужних и неженатых не попрекались. Свадеб не было, как и христианских похорон. Забитость и угнетенность местных еще долго будет выветриваться поле многих лет жизни в оккупации.
( с )
Кастельон вышел через калитку на улицу. Одинокий стражник, он же местный пожарный, проводил его с фонарем до центральной улицы. Он поправил тяжелую алебарду на плече и откашлялся в курчавую бороду.
-Вот тут кабачок, открыт всю ночь. И люди там встречаются. Кто с войны идет, кто на войну. Все новости там.
И ушел патрулировать и тушить забытые не загашенные огни.
Мужья, братья, дядья еще не вернулись из боев. Женщин было много и некоторые по привычке скрывали лица платками на манер мусульманок. Отводили взгляды. Но уже не от страха, а стесняясь от любопытства. Враждебности не было.
На небе стали высыпать звезды и появилась Луна. В Кастилии уже кто-то бы пел, но тут было тихо.
Легко дыша прохладным вечерним воздухом, идальго спустился в подвальчик. Толстый трактирщик махнул платком на свободный стол. Но дон помотал головой. Денег не было. Только пара монет на кружку выпивки. Трактирщик понял и плеснул вина.
Теперь надо собирать слухи. А такое место – лучшее для сбора информации. С десяток пришлых солдат, ушедших в отпуск из Гранады, и десяток местных мужчин. Женщин в питейном заведении не было.
Солдаты были отлично вооружены и экипированы. Это была не нищая армия некоторых герцогств. Настоящие бойцы, увешанные сталью. Они были при деньгах и играли в кости с местными. Игра шла потихоньку, ни шатко ни валко.
Когда дон вошел – все разом посмотрели на него. А потом так же дружно отвернулись. Солдаты не схватились за оружие. Это хорошо. Значит, врагов они давно не видели.
-Слыхал? Королева-то, говорят, ждет своего мужа с войском. Да не ранее весны!
-Это так долго! Как нам продержаться?
-Может ополчение набрать?
-Да из кого? Тут людей нет. Оружия много, еды много. А людей нет.
Кастельон, навострив уши, вскоре выяснил, что солдаты – пушкари. Обслуживают артиллерию королевы на стенах Гранады, не подпуская близко никого. Почти все стволы повернуты на юг, в сторону реки Дарро. Боеприпасов более чем достаточно. Но потери при осаде превысили все ожидаемые потери. Гранаду сейчас защищало не более 5000 боеспособных солдат. Раненных более 2000. Убитых только-только всех захоронили в общих могилах.
5000 очень мало. О наступлении даже речи не шло.
Один солдат хлебнул из стакана, закусил.
-Отступать нельзя. Зря, что ли, воевали?
-Будем сидеть пока. Может король Арагонский подоспеет…
Кастельон подошел к солдатам.
-Много ли нанимаете?
Старый пушкарь воззрился на него.
-Да всех почти! Кроме детей и глубоких стариков. Ядра таскать – это тебе не шутка!
-Я не умею стрелять из пушки.
-Это неважно. Распределяют полки командиры. Если хочешь наняться к нам – скажи, и мы тебя примем. У нас недостаток пушкарей – треть от состава. Многих выбило от быстрых атак , конницы мавров.
-Как у вас с оружием?
-Да его горы! Бери что хочешь! Лошади и сбруя –всё есть!
-Утром я иду к королеве. Поговорить о наеме в полк.
-Да она тебя не примет. Всем этим занимаются ее ставленники и командующий. Она опасается врагов и шпионов. Да я бы сам опасался их, зная, что в городе полно бывших сторонников эмира Боабдиля. На вид как христиане, а ткнешь – чистый мавр! И талдычат ведь всё не по нашему.
-Королева примет. Я – благородных кровей.
-Ну, может тогда и да. Это не мне решать.
Солдаты и Кастельон вышли на улицу и вдохнули прозрачный ночной воздух.
-Вон видишь? Там – Гранада. Не более четырех миль отсюда. Сейчас там тихо. Но если ты увидишь, как на стенах вспыхнули факелы и загрохотали орудия – знай, что драка началась. Все вокруг ждут, когда начнется последняя потеха. Ведь до моря всего чуть-чуть. А там – полное освобождение Испании.
-Какого черта мавры вцепились в этот берег?
-Там порт. Они могут получать поддержку с моря. А у нас нет флота, чтобы взять этот порт, ударив в тыл маврам. Только галеры. А это - не флот. Так что только в лоб, через реку.
Толпа солдат побрела, расходясь по улочкам, по своим жилищам, которые им предоставили жители деревни.
-Я пойду к своей донне, вдовице, а ты подумай, что скажешь королеве. Она-то на язык остра, умная дама. Поэтому мы за ней хоть в огонь, хоть в воду. Через пол-Испании шли сюда.
Пушкарь пропал во тьме улицы, чуть пошатываясь от вина.
-Полночь! Все спокойно! Полночь!
По улице прошел бородатый стражник с алебардой.