Найти тему
Мой интеллект

Индукция – отличный инструмент познания, используйте обязательно!

Еще немного о линейном мышлении, точнее – об индукции.

В предыдущей статье я рассказал о таких методах мышления как дедукция – мыследвижение от общего к частному, – и индукция – от частного к общему. Разновидностью индукции является обобщение, выполняя которое мы выделяем главные черты, характерные для некоторого множества. В результате приходим к понятию, обозначающее это множество (класс, вид), например: «В нашей группе Поля лучше всего воспринимает информацию в графическом виде //посылка 1// → «Коля ….» //2 посылка// → «Оля …» //3 посылка// → «Толя…»//4 посылка// = Все эти студенты лучше воспринимают информацию в графическом виде, т.е. они визуалы – люди с развитой зрительной системой восприятия окружающей действительности».

При этом в группе, вероятно, будут и аудиалы, и кинестетики, дигиталы. Индукция-обобщение поможет нам скучковать и этих студентов и, в результате, мы выполним операцию классификации – группировки объектов/субъектов по определенным признакам – всего множества студентов. Кстати, очень полезная в жизни мыслеоперация! Дальше уже думаем, как это использовать, т.е. какую получить от этой классификации пользу, выгоду, эффект.

Как вы понимаете, индукция невозможна без наблюдения – волевого внимания, направленного на то, что нас интересует с выделением (изоляцией) признаков (свойств, характеристик, особенностей).

А еще индукция требует сравнения – сопоставления по выделенным свойствам объектов/субъектов с фиксацией сходства и различия, – иначе мы не создадим посылы – основания обобщения – и не сделаем заключения, обобщения, классификации.

В итоге получаем технологическую мыслецепочку:

Наблюдение → Сравнение → Умозаключение → Обобщение → Классификация.

Кстати говоря, К. Д. Ушинский считал операцию сравнения основой понимания. Он писал: «...сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления». Замечаете за собой, что все время сравниваете что-то с чем-то и кого-то с кем-то? Правда, не всегда с целями мышления, а для того, чтобы получить какую-то эмоцию, например, позавидовать… : – ))

И еще, сравнение нужно проводить по значимым (находящимся в зоне ваших интересов, в контексте задачи, проблемы) признакам. Например, можно, конечно (см. предыдущий пример), сравнивать студентов по окончанию имен (Поля, Коля, Оля, Толя – действительно, все оканчиваются на «ля»!), но имеет ли это смысл для определения общей для всех рецепторной системы восприятия? К сожалению, в жизни мы часто проводим сравнение по незначимым основаниям… : – ((

Ну, и в заключение скажу, что индукция основная операция эмпирического познания: живем → действуем → наблюдаем → индуцируем → получаем новые практические и/или теоретические знания → формируем индивидуальный интеллектуальный капитал!