Ученые Самарского политеха провели обследование старинного судна, найденного на дне Волги. Результат поразил исследователей: в реке лежит корабль, созданный и затонувший еще до эпохи Ивана Грозного.
Необычный объект в районе Свято-Богородичного Казанского монастыря в селе Винновка обнаружили трудники монастыря. А в Самарском государственном техническом университете (СамГТУ) помогли его идентифицировать, организовав несколько экспедиций с участием профессиональных водолазов и представителей московской научно-производственной компании «Экран».
Результат поразил исследователей: размер затонувшей лодки — порядка 50 метров в длину и 20 метров в ширину. Большая часть затонувшего корабля находится в песке, однако на УЗИ-снимках хорошо просматриваются корма и сохранившиеся шпангоуты, а на видеосъемке можно увидеть большую цепь и старинные канаты.
Во время погружений с объекта был взят фрагмент древесины и полуметровый металлический кованый гвоздь. Радиоуглеродный анализ деревянной частицы ладьи делался в лаборатории Института мониторинга климатических и экологических систем Сибирского отделения РАН (Томск). Исследователи установили возраст объекта — 1415 год плюс-минус 85 лет. Даже с учетом погрешности результат исследования свидетельствует о том, что в Волге лежит корабль, созданный и затонувший еще до эпохи Ивана Грозного.
«Если полученная в результате проведенного радиоуглеродного анализа датировка верна, то получается, что судно относится ко второй половине XIV — XV веку, — пояснила доктор исторических наук, заведующая кафедрой социологии, политологии и истории Отечества СамГТУ Екатерина Семенова. — Хотя территория Поволжья в этот период еще не входила в состав русского государства, по берегам Волги были славянские поселения, а сама Волга являлась судоходной артерией, которую использовали представители различных государств».
Если отталкиваться от того, как использовалась волжская артерия, это может быть судно азиатского, скандинавского или западноевропейского происхождения. По имеющимся данным трудно судить, использовалось ли оно в торговых или в военных целях.
«Следует подчеркнуть, что для точной идентификации объекта и ответа на многочисленные вопросы требуется провести еще целый ряд серьезных исследований. Однако уже сейчас можно сказать, что сохранившегося судна подобных размеров, соотносимого с датируемым периодом, ранее в акватории Среднего Поволжья, в частности в пределах территории Самарской области, еще не находили», — отметила Екатерина Семенова.
Фрагмент металлического гвоздя изучался разными методами в химических лабораториях Самарского политеха (рентгено-флуоресцентная спектроскопия) и Самарского университета (атомно-эмиссионная спектроскопия). Результаты двух анализов практически совпали, показав, что гвоздь на 99,5% состоит из железа. По мнению ученых, это свидетельствует о том, что он был сделан в Средние века, поскольку более или менее современные металлы представляют собой легирующие сплавы.
«Уже по первым данным было понятно, что это артефакт, состоящий из железа. Коррозия проникла в толщу самого изделия. Есть еще одна интересная деталь: в исследуемом образце металла очень мало примесей — углерода, серы, фосфора, практически чистое железо с концентрацией 99,5 процента. Это говорит о достаточно совершенном уровне технологии производства металлических изделий того времени, — говорит доктор химических наук, профессор, заведующий кафедрой химической технологии переработки нефти и газа Самарского политеха Андрей Пимерзин. — В пользу того, что это, скорее всего, старинный образец, говорит и то, что в нем нет легирующих элементов, а именно добавок хрома, никеля, молибдена. Зато обнаружена в небольшом количестве медь. В чистом виде железо сегодня практически не используется. По крайней мере, в наши дни из чистого железа гвозди не делают».