Какой бы путь мы не выбрали, нельзя быть уверенным, что мы по нему пойдём. Мы в этой жизни вообще мало что решаем. Даже в таких индивидуальных вопросах, как выбор будущей профессии. Сколько примеров, когда родители настаивают на том, чтобы ребёнок продолжал их дело – тоже становился врачом или учителем. И дети подчиняются, ибо сами не знают, чего хотят от жизни. Большинству людей намного проще живётся, когда всё решают за них – будет кого винить. Мы не умеем брать ответственность даже за свои решения. Что уж говорить о более серьёзных вещах...
Материал опубликован на портале "Частный корреспондент".
Как школьникам помочь с выбором профессии? Большинство школ устраивают так называемые «уроки профориентации». В моей школе этому предмету был отведён целый год, назывался он Профессиональная Карьера, и вёл его учитель географии. Задания из разных сфер – составить бизнес-план, написать репортаж про Новый год и даже сделать кормушку для птиц и глиняный горшок. Не знаю, помог ли он моим одноклассникам определиться с выбором, но лично для меня прошёл бесследно. Тем более в девятом классе я хотела быть социологом, а не журналистом. А знаете почему? Потому что не хотелось сдавать литературу. Вот так школьники, в основном, и расставляют приоритеты – что легче сдать не ЕГЭ. И уроки профориентации, увы, бесполезны.
Вот, абитуриент определился. Предположим, физмат. На технические специальности, кстати, конкурс намного меньше, чем на гуманитарные. Для сравнения, проходной бал на физический факультет МГУ (специальность – физика) в 2012 году – 294 балла из 400; на филологический (зарубежная филология) – 353; на факультет иностранных языков и регионоведения (лингвистика) – 374. Что уж говорить про творческие вузы, в частности – театральные. Конкурс – более 200 человек на место. Оно и понятно – технический прогресс не должен стоять, а «розовые сопли» гуманитариев никому не нужны. Ну, так уж называют то, чем мы занимаемся – «розовые сопли».
Наконец, юный специалист получает долгожданный диплом. Потенциальный выпускник физмата, как показывают мнения на форумах, чаще всего работает программистом. Заниматься физикой, разумеется, можно, только в свободное время. Если, конечно, есть цель побольше заработать. Программисты в наш век очень нужны. В основном, именно в этой области строят карьеру технари, за редким исключением преданных фанатов науки. Те чаще всего преподают физику в школе – зато любимое дело.
С гуманитариями дело обстоит немного иначе. Выпускника филфака вряд ли возьмут на работу IT-программиста, да и сам он не захочет, ибо со школьной скамьи ненавидит всё такое. Чаще всего филфаковцы преподают русский язык и литературу, организуют выставки, работают в редакциях. Вообще, для гуманитария зарплата, как правило, стоит далеко не на первом месте. Зарплата начинающего актёра около 20000 рублей, однако конкурс огромный. У гуманитариев сильнее развито чувственное мышление, им лишь бы заниматься любимым делом, а с зарплатой – как повезёт. Везёт, конечно, не всегда. Опять же – намного больше ценятся технические мозги.
По статистике, спустя год после получения диплома, только 25% выпускников работает по специальности. 21% – по смежным специальностям, 34% – не работает по специальности, 20% вовсе не получает опыта работа. "Я инженер и имею более 20 лет экономического стажа", "Я тоже инженер и проработала всю жизнь в торговле" – примерно такие сообщения часто встречаются на тематических форумах. Дело касается не только инженеров. Хотя нехватка именно этих кадров особенно заметна. Соревноваться с ними могут лишь медицинские специальности. Премьер Медведев, кстати, предложил заключать договоры о распределении по окончания учёбы со студентами вузов, получающих за счёт бюджета профессии инженеров и врачей. По этим контрактам молодые специалисты должны будут отработать несколько лет в определённом месте, которое определит институт или государство. Более того, в Совете Федерации предложили принять закон, обязывающих выпускников вузов, не работающих по специальности, выплатить государству стоимость их обучения, если они учились на бюджетной основе (полный материал – здесь). Решат ли эти методы проблему нехватки кадров – вопрос спорный. Скорее появится больше людей, ненавидящих свою работу и, как следствие, безответственно к ней подходящие. А это уже чревато серьёзными последствиями.
На карьерную судьбу влияет не только личное желание. Жизнь непредсказуема. Связи, замужество... Если удачно выйти замуж, диплом, в принципе, никогда не понадобится. Ну, разве что особо амбициозным девушкам. Связи, разумеется, часто играют решающую роль. Не знаешь куда поступать, а кто-то из твоих родственников работает в таком-то вузе. Вот и выбрана профессия, которая тебе, вероятней всего, неинтересна. Зато поступить легко.
То же самое с работой. Работать в офисе отца – перспектива хорошая. Другой вопрос – будешь ли ты любить своё дело. Очень хорошо, если будешь. Да и амбиции всё-таки... Как это так – все сами, а я у папочки. Хотя, всё индивидуально.
Ну и, конечно же, Его Величество случай.
Я знаю удивительный пример, как несчастный случай кардинально изменил судьбу человека. Репетитор моей подруги по обществознанию всю жизнь мечтала быть пианисткой. Подавала в этом деле большие надежды и имела существенные перспективы. Судьба же решила иначе – ДТП, перелом руки. Далее диагноз – пониженная чувствительность. С карьерой пианистки пришлось покончить и кардинально поменять планы на жизнь. Теперь она успешный юрист. Отличный фаталистический аргумент. Говорят ведь, что всё к лучшему...
Какой бы путь мы не выбрали, нельзя быть уверенным, что мы по нему пойдём. Мы в этой жизни вообще мало что решаем. Даже в таких индивидуальных вопросах, как выбор будущей профессии. Сколько примеров, когда родители настаивают на том, чтобы ребёнок продолжал их дело – тоже становился врачом или учителем. И дети подчиняются, ибо сами не знают, чего хотят от жизни. Большинству людей намного проще живётся, когда всё решают за них – будет кого винить. Мы не умеем брать ответственность даже за свои решения. Что уж говорить о более серьёзных вещах...
Автор: Дарья Алексеева, "Частный корреспондент".