Сентенцию про то, что только тяжёлый упорный труд способен сделать из обезьяны усталую обезьяну (либо, на ваш выбор, горбатую обезьяну, слесаря третьего разряда, человека, нужное подчеркнуть), знает, пожалуй, каждый школьник. Правда, тут до сих пор остаётся много неясностей: например, так и не раскрыт вопрос, одинаковыми ли путями шла эволюция рядовых обезьян и их альфа-начальников, кому так помешал хвост и два дополнительных набора шаловливых пальцев... да много чего.
Но учёные — народ пытливый. Опять же, далёкое прошлое — это же такой простор для фантазии подкованного демагога! Опять же, ни живых, ни письменных свидетельств не осталось, и возразить, кроме коллег-современников, особо некому. Ну а с этими и на очередном симпозиуме можно разобраться.
В общем, британские учёные из Эксетерского университета отожгли. Ну они-то сами уверяют, что усилием мысли и тайным движением пупка © проникли в прошлое, аж на 10 миллионов лет назад. Так далеко, пожалуй, даже царь Гильгамеш, в гробу всё видавший, не заглядывал. А они вот смогли.
И поняли, что если бы не алкоголь — человечество бы вымерло ещё на стадии обезьян. Вот представьте себе наших далёких предков из Африки (то-то мне оттуда всё письма приходили - мол, кто-то там помер и наследство огромное оставил), говорят учёные. Вот шарятся эти хоббиты по лесам и питаются всякими фруктами. Нет, можно, конечно, и какого-нибудь дикобраза завалить, но тогда станет мучительно больно за невинно убиенного ёжика. Можно, если всем скопом, и царю зверей навалять, но проблема-то в том, что он только пару мгновений будет в недоумении: а чего-то завтрак взбесился и нападает? Фрукты — они всяко безопасней.
Правда, уверяют знатоки древней обезьяньей диеты, не все фрукты одинаково полезны. За только что поспевшими вообще дикая конкуренция. Можно жрать недозревшие — но, во-первых, это унизительно для коллектива, а во-вторых, их за собой уже застолбило соседнее племя гимнастов-древолазов. Выход вроде есть — вон на земле сколько опавших лежит, и никто, вроде, не подбирает, но есть одна проблема.
Проблему эту британские учёные (ну зоркие ребята, чего уж там) умудрились разглядеть сквозь густой туман десяти миллионов лет истории. Оказывается, фрукты-то уже, так сказать, слегка того. Ферментировались. Забродили, проще говоря. И запах у них этакий специфически алкогольный. От 1 до 4% этанола, на глаз видно. Есть или не есть, вот в чем вопрос. Обезьяны с соседнего раёна надысь поели — и померли. Почти все. Те, кто выжил, сообщили: ну не заточена их ферментная система под переработку этого страшного нейротоксического яда. И как быть?
Учёные не сообщают, был ли референдум, или альфа-вождь принял волевое решение, но было постановлено: один фиг умирать от голода. Так хоть с набитым желудком, всё веселее будет. Попробовали — а ведь действительно веселее! И скилл коммуникации сразу резко подскочил, надо же! Наутро, конечно, все жутко маялись похмельем, но несколько огрызков вчерашнего застолья как-то примирили и с хмутречком, и с потерей нескольких убеждённых трезвенников.
Вождь, похмелённый ферментированным кокосом, толкнул речь. Это, сказал он, маленький шаг для одной обезьяны, но громадный шаг для всего обезьянства... обезьянника... обезьянчества... короче, энцефалофаги и церебросексуалы могут идти саванной, а мы пойдём лесом. И будем подбирать эти чудесные забродившие дары, мать её, природы. Сим победим. А соседи пусть так и блындают по деревьям, эльфы позорные.
Вот так, говорят учёные, и выжили наши далёкие предки. Вернее, та их часть, что оказалась способна усваивать алкоголь. Когда (а было это, вот как сейчас помним, сообщают учёные) 5,5 миллионов лет назад дорожки человека и шимпанзе окончательно разошлись, опыт употребления забродивших фруктов остался и у части тех, кто пошёл другим эволюционным путём. Этим они объясняют факт, что некоторые виды современных обезьян всё же способны усваивать алкоголь.