Тяжелые ботинки долгое время были обязательным атрибутом футбольных фанатов, скинхедов, рокеров и многих других субкультур. Обувь подобного плана выпускали сразу несколько марок — Dr.Martens, Grinders, Camelot, STEEL. Именно о последнем бренде и пойдет речь сегодня: поговорим о его появлении, отличиях от аналогов, плюсах и минусах.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ БРЕНДА
Изначально ботинки с металлическим носком (англ. STEEL-toe boots) были обувью рабочего класса. Это были действительно прочные защитные ботинки из кожи с укрепленным носком – так пальцы и стопы защищались от падения тяжелых предметов.
Подошва непременно была толстой, нередко ее дополнительно укрепляли стальными вставками, чтобы рабочий не повредил ногу в случае если наступит на острый предмет.
Такая обувь была достаточно тяжелой, поэтому она полюбилась футбольными фанатами – в драках такие боты были просто незаменимы. Хулиганы использовали ботинки как сокрушительное оружие, которое всегда носилось при себе. Затем эту обувь переняли панки, скинхеды, готы и рокеры. Одной пары подобных ботинок при ежедневной носке хватало на несколько лет, что, конечно же, оценили небогатые представители субкультур.
Пик популярности тяжелых ботинок пришел на 1980-1990-е, в то время помимо таких известных обувных брендов как Dr.Martens и Grinders стали появляться марки, изготавливающие реплики. Они продавали свою продукцию дешевле, а в какой-то степени это было своеобразным ответом «мартинсам» и «гриндерам» — мол, не только они могут делать классную и модную обувь. В России таким стал бренд Camelot, а в Польше – STEEL.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ
Многие модели польского STEEL были почти точной копией аналогичных ботинок, но все же отличались качеством. Как и у российского Camelot кожа была менее прочной, поэтому если те же мартинсы или гриндерсы можно было носить каждый день в течение 5-10 лет, то реплики 3-4 года. При аккуратной носке и должном уходе можно было сохранить «стилы» и на 6-8 лет.
Конечно, в ассортименте были и дорогостоящие модели, которые были прочнее и надежнее, но основной фишкой STEEL являлась именно доступная цена. Те, кто не могли позволить себе иностранные ботинки покупали более дешевые, но не менее стильные и тяжелые аналоги польского бренда.
У ботинок STEEL была особая подошва, состоящая из трех слоев. Нижний и верхний слои были сделаны из твердой резины, а средний из мягкой. Это одновременно не давало подошве быстро стираться и при этом позволяло ей свободно сгибаться при ходьбе.
Но некоторым «стилы» казались неудобными из-за достаточного низкого подъема у большинства моделей. Хоть производитель и позиционировал обувь как удобную и комфортную, многие быстро уставали носить ботинки этого бренда, а кому-то она просто не подходила из-за особенностей стопы.
STEEL выпускает ботинки с высоким голенищем (любимая обувь рокеров), кожаные боты по типу мартинсов (такие больше любили скины и фанаты) и легкие ботинки на высокой подошве. Многие модели были достаточно тяжелыми, поэтому ходить в них весь день удавалось немногим – ноги к концу дня начинали ныть.
Помимо классических черных, у польского бренда есть бордовые, темно-синие и даже белые ботинки. Выпускают также обувь с принтом – модели с британским флагом, узором в виде паутины, камуфляжем и потертостями.
СРАВНЕНИЕ С ДРУГИМИ АНАЛОГИЧНЫМИ БРЕНДАМИ
Если говорить об удобстве, то самыми комфортными в носке были Dr.Martens, но так как позволить их себе мог не каждый, приходилось довольствоваться репликой. Из-за большого количества металлический деталей обувь от STEEL была очень тяжелой, а из-за ребристой подошвы носка в дождь и снег доставляла некоторые трудности. В дождливую погоду пачкались штаны, а зимой снег забивался в подошву и таял при входе в помещение – можно было поскользнуться. Подошва «мартинсов» и «гриндеров» была менее ребристой и высокой, поэтому была более комфортна и в теплое время года, и в морозы.
Шнурки быстро рвались, поэтому обладатели «стилов» часто покупали и заменяли их. У «мартинсов» и «гриндов» такого не было.
Можно сказать, что STEEL больше предпочитали рокеры из-за особого брутального дизайна ботинок. А вот Dr.Martens и Grinders можно было чаще заметить на футбольных фанатах и скинхедах, потому что они отличались более классическим внешним видом, относительной легкостью в носке и долговечностью. При этом обувь STEEL была более доступной, чем и завоевала популярность у представителей разных движений. Если говорить о том, что с этими брендами сейчас – то STEEL уверенно держит планку, их ботинки сохранили прежнее качество. Dr.Martens же перенес свое производство в Китай, что существенно сказалось на длительности носки – теперь их обувь сохраняется в течение 1-3 лет, а раньше одну пару можно было носить 5, а то и все 10 лет. Оригинальные английские мартинсы сейчас стоят очень дорого, да и найти их сложно.