Да,они существовали. Но если «Электронику ЭП-050» и «Электронику Б1-04» мало кто видел, то «Каравелла-203» или «Корвет ЭФ-248» (данным аппаратом я владел, хотя и не долго) вполне свободно продавались и стоили сравнительно недорого. На самом деле при большой внешней схожести между этими двумя моделями существовало одно кардинальное отличие: «Каравелла» была с тангенциальным тонармом, а «Корвет» имел обычный тонарм хотя и довольно оригинальной конструкции о чём свидетельствовала надпись: « Тонарм с коррекцией углов воспроизведения». На YouTube есть прекрасный видеоролик сравнения «Каравеллы» и «Корвета», ссылка на который ниже:
Лавры целиком оставляю автору данного ролика , а сам попытаюсь дополнить видео прозой.
На самом деле я могу что-то рассказать лишь о «Корвете» , поскольку недолгое время имел такой в собственном владении, но если не брать в расчёт тип тонарма(и систему его привода),то большинство высказываний в адрес «Корвета» можно адресовать и «Каравелле». Начнём с общего для того и другого аппарата: их вертикальной ориентации и возможности повесить проигрыватель прямо на стену. С одной стороны это оригинально, а с другой - подобный способ размещения аппарата практически сводит к нулю все возможные вибрации которые неизбежны при обычном, классическом размещении проигрывателя, будь то просто тумбочка или специализированная (ну давайте пофантазируем, хотя откуда в 80-е в СССР у меломана может взяться специализированная стойка? Ну разве что сделанная собственноручно) стойка. Даже классический проигрыватель виниловых грампластинок рекомендуют устанавливать на полку прикреплённую к стене. Правда стена должна быть капитальной: кирпичной или железобетонной. На гипсокартон такую полку не повесить. На него вообще ничего не повесить по большому счёту. Правда сейчас хватает альтернативных вариантов. В дополнение к специализированной стойке можно приобрести дополнительно как различные платформы, гасящие паразитные резонансы, так и различные виброизоляционные опоры. Все зависит от желания клиента и его финансовых возможностей. Однако вернусь к теме. Естественно ни «Корвет», ни «Каравелла» не могут тягаться с теми же Diatone LT-5V/LT-5VC не только технически, но и эстетически, однако сам факт выпуска подобных аппаратов нашей промышленностью говорит о многом.
И, в первую очередь, о том, что можем, если захотим (или если прикажут). Итак, помимо различий в тонармах различия «Корвета» и «Каравеллы» во встроенных усилителях (прежде всего в их номинальной выходной мощности: 2х3вт у «Каравеллы» и 2х10 вт у «Корвета») и комплектных акустических системах (у «Каравеллы» акустика построена на одном овальном широкополоснике, заключённом в корпус оригинальной формы («В сечении корпус громкоговорителя представляет собой трапецию с оптимально выбранным соотношением сторон. Это позволило отказаться от заглушения внутреннего объема громкоговорителя и получить в результате малую неравномерность АЧХ по звуковому давлению» - гласит официальный "пресс-релиз") снабжённый фазоинвертором, порт которого вполне естественно (иначе как крепить акустику на стену?) выведен вперёд. Колонки «Корвета» более традиционной формы и тоже с фазоинвертором на фронтальной панели. Но они уже 3-х полосные).
Теперь о головках звукоснимателя. У «Каравеллы» это пьезокерамическая ГЗК-208, а у «Корвета ГЗМ-105Д с алмазной иглой. Выводы можете делать сами.
Ну и давайте более подробно рассмотрим комплектную акустику электрофонов. «Корветовские» 10АС-248 по техническим характеристикам соответствовали своему классу, но цифры далеко не всегда говорят о звучании и именно поэтому лично я не любитель жонглировать подобными данными. Тем не менее, вот параметры:
Технические характеристики:
3-х полосная АС с фазоинвертором
Диапазон воспроизводимых частот: 40 – 20000 Гц
Неравномерность АЧХ в диапазоне 40-20000 Гц: 14 дБ
Уровень среднего звукового давления при номинальной мощности: 94 дБ
Сопротивление АС: 4 Ом
Мощность:
номинальная: 10 Вт
долговременная: 40 Вт
кратковременная: 80 Вт
Используемые динамики:
НЧ: 25 ГДН-1-4
СЧ: 5 ГДШ-3-8
ВЧ: 6 ГДВ-2-8
Габаритные размеры (ВхШхГ): 444х250х182 мм
Вес пары АС: 15 кг.
А вот как выглядят в цифрах колонки «Каравеллы»:
Диапазон воспроизводимых частот: 80-16000 гц.
Номинальное электрическое сопротивление-8 ом.
Номинальная мощнось – 3 вт.
Чувствительность – 92 дб.
Используемый динамик – 3ГД-42
Вес: 6 кг. (шт.)
Размеры (ВхШхГ): 475х332х165 мм
Признаться, приведённые цифры вызывают большие сомнения. В первую очередь это касается диапазона воспроизводимых частот у колонок «Каравеллы».
Вот, пожалуй, и всё что можно сказать в теории. А на практике звучание «Корвета ЭФ248» меня не впечатлило абсолютно. Даже классическая «Вега-108» звучит куда как интересней. Думаю что в отношении «Каравеллы» всё ещё более грустно. Так что, помимо оригинального конструктива, в плюсы этих электрофонов добавить нечего. И, если искать качественный «саунд», вкупе с оригинальными техническими решениями, лучше обратить свой взор на упомянутые в начале статьи «Электронику ЭП-050» и «Электронику Б1-04». Можно ещё добавить к этим двум аппаратам «Эпос-001». Но это всё редчайшие раритеты. В одном месте их можно встретить разве что в коллекции небезызвестного Валерия Ерёмина. В своё время я долго и пристально изучал (увы, виртуально) экспонаты его коллекции и скажу вам: оно того стоит. Можно конечно причислить к оригинальным проигрывателям и «Корвет-038» - вот он более-менее распространён и при желании найти достойный экземпляр вполне реально. Что же касается главных героев сегодняшнего материала, то даже для коллекции искать их нецелесообразно. Допускаю, что можно найти аппарат в идеальной косметике, но технические проблемы наверняка присутствовать будут. А их решение потребует и времени, и сил, и средств. Так что лучше виртуальный музей памяти. И на этом у меня пока всё.