Собираясь на российскую премьеру «Маяка», я имела лишь смутное представление о том, что увижу на экране. С предыдущей работой режиссера Роберта Эггерса – хоррором «Ведьма» – я, к сожалению, не знакома. Анонсы и кадры «Маяка» тоже обещали фильм ужасов в черно-белом цвете, но в итоге всё оказалось совершенно иначе.
Новая Англия, XIX век. К старому смотрителю маяка Томасу на одинокий остров приезжает молодой помощник Эфраим. Он должен проработать здесь четыре недели. Эфраим угрюм, молчалив и исполнителен в отличие от старика, который большой охотник до выпивки и баек о своем морском прошлом. Поначалу отношения между ними не ладятся: Эфраим огрызается на пренебрежительное к нему отношение Томаса, а Томас, в свою очередь, требует от Эфраима чтить приметы и традиции, иначе быть беде. Старый смотритель ревностно относится к свету маяка и не подпускает любопытного новичка на самый верх, к фонарю. В итоге старик и молодой парень находят общий язык на дне стакана, но одиночество и алкоголь чересчур расплетают их языки, меняют реальности местами и беспощадно сводят их с ума.
Первое, что сразу стоит отметить – операторская работа. Фильм снят черно-белым в формате 4:3, и он настолько пропитан экспрессионизмом 20-х, что создается четкое ощущение, что он именно из тех времен. Черно-белая тональность добавляет картине некой холодности, мрачности, грязи, хотя, если представить этот остров с маяком в цвете, думаю, что палитра осталась бы такой же (как в недавних мемах про Петербург, где цветные фотографии улиц сравнивают с черно-белыми, и отличий между ними немного). Антураж фильма довольно отталкивающий, а от некоторых сцен становится очень противно. Зрителю на все 100% передаются ощущения того, что он бы точно не хотел оказаться на этом маяке, иначе он бы тоже с легкостью лишился рассудка.
Второе – актерские работы. В фильме всего два персонажа, и замечательным актерам, исполнившим их, было, где развернуться. Уиллем Дефо, сыгравший Томаса, как всегда комфортно чувствует себя в роли безумца и выдает весьма отталкивающего персонажа. Я смотрела фильм в оригинале, и меня поразило то, как он выдает длиннющие реплики на одном дыхании. Роберта Паттинсона в подобной роли я видела в первые, и как он, чёрт возьми, хорош. Его персонажа Эфраима сложно назвать положительным: в самом начале он вроде бы симпатизирует зрителю, но потом полностью сбивает его с толку и даже пугает. Паттинсон превосходно отыгрывает трансформацию из молчаливого работяги в устрашающего безумца. Тандем двух актеров – настоящий восторг и сплошное удовольствие.
Пожалуй, главный вопрос, который задаешь себе после просмотра – о чём же этот фильм? Тут я затрудняюсь дать однозначный ответ. «Маяк» нельзя назвать фильмом ужасов, потому что нагнетающая обстановка частенько разряжается шутками и забавными ситуациями, а смех – лучшее оружие против страха. Для психологического триллера здесь тоже не хватило нагнетания и более глубокого погружения в героев. Однако не стоит отрицать темы одиночества и уязвимости человеческой психики в определенных обстоятельствах. Эфарим, не поладивший со смотрителем и большую часть времени проводивший наедине с собой, убедил себя в таинственности и мистичности происходящего, поверил в морские приметы и создал в голове новую реальность. Во время жаркого спора он обвинял Томаса во лжи, хотя, по сути, называл лжецом самого себя (по мере раскрытия Эфраима будет понятно, почему). И, конечно, основная метафора фильма – сравнение Эфраима с Прометеем, который пытался украсть огонь. ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕР! В итоге он встретил свою смерть на скалах, где чайки клевали его печень. По преданию именно в печени таится душа человека, а чайки – это души усопших моряков. Маяк здесь выступает в роли некоего отеля «Оверлук» – места со своей сущностью, способное увлечь и свести с ума.
«Маяк» - это абсолютный сюр, вызывающий самые разные эмоции и вводящий в полное заблуждение. Выходя из зала после сеанса, я услышала, как одна женщина сказала подруге «Лучше бы мы просто пошли гулять». Не могу однозначно порекомендовать фильм, но лично я не жалею, что посмотрела его в кинотеатре, так как дома я частенько отвлекаюсь во время просмотра подобного арт-хауса и теряю эффект погружения в атмосферу. Пожалуй, кино, наводящее на размышления, можно назвать хорошим, а после «Маяка» я ещё некоторое время обмозговывала сюжет, пока ехала домой под прекрасный трек Патрика Вулфа To the Lighthouse.