Бывает так, что всё на свете немного надоедает. Хочется того, чего еще не было. Мы уже рассказывали о том, что жизнь можно разнообразить, играя в открытом строе (и в разных открытых строях). А вот еще неплохая идея – экзотические гаммы.
Гаммы, которые описаны в этой статье, звучат непохоже на традиционные (и доставшие уже) минорные и блюзовые пентатоники. Они придадут музыке восточный колорит и заставят её зазвучать по-новому. А уж если вы связали жизнь со стилями вроде джаз-фьюжн или прогрессив, без них совсем никак.
Все примеры представлены для тональности “ля” и играются в пятой позиции. Гаммы можно транспонировать вверх-вниз по грифу, тоника остается на шестой и первой струнах. Конечно же, их стоит разучить для нескольких позиций, чтобы не быть ограниченным (как вооон тот пионер на диване) одной “коробочкой”. Кроме табулатуры будут показаны и ступени гаммы.
Из-за идиотского автоформатирования "Дзена" символ хэша-диеза превращается в какое-то непотребство, поэтому я его заменил знаком плюс (+).
Дорийская +4 гамма
Гаммы с большой секундой между несколькими ступенями всегда звучат интересно. Мы взяли дорийскую гамму, которую часто играем вместо натурального минора, и повысили на полтона четвёртую ступень. Такую гамму также называют дорийской +11, а еще римской, украинской дорийской и мишеберах (таки еврейская музыка).
Получились занятно: у нас теперь есть и блюзовые, и восточные оттенки в одной гамме. Попробуйте поиграть ее под минусовку песни Allman Brothers Band “Whipping Post”. Эта гамма хорошо ляжет на аккорды, входящие в минорную или дорийскую гамму.
- 1 – 2 – b3 – +4 – 5 – 6 – b7
e|-----------------------------5-7-8-|
B|-----------------------5-7-8-------|
G|-------------------5-8-------------|
D|-------------5-7-9-----------------|
A|-------6-7-9-----------------------|
E|-5-7-8-----------------------------|
Египетская пентатоника
Мы вроде бы говорили о том, что неплохо бы выйти за рамки стандартных аппликатур? Ну, сейчас мы вернемся назад. Египетская пентатоника – на самом деле та же минорная, но сыгранная от пятой ступени. Она напоминает натуральный или миксолидийский минор, но без 3 и 6 интервалов. Поэтому она хорошо звучит и в минорном, и в доминантовом контекстах. Немного необычно, но и правда работает.
- 1 – 2 – 4 – 5 – b7
e|--------------------------------5--7-|
B|--------------------------5--8-------|
G|-----------------------7-------------|
D|--------------5--7--9----------------|
A|--------5--7-------------------------|
E|--5--7-------------------------------|
Фригийская доминантовая гамма
Старая добрая фригийская гамма, но с мажорной третьей ступенью. Всего одно изменение – и гамма полностью теряет структуру минорного аккорда. Её можно использовать в соло на последовательность минорных аккордов, которая заканчивается на доминанту пятой ступени, как в андалузской последовательности (I–VII–VI–V). На доминантовом аккорде тоника гаммы должна совпадать с тоникой аккорда.
- 1 – b2 – 3 – 4 – 5 – b6 – b7
e|------------------------------5-6-9--|
B|------------------------5-6-8--------|
G|--------------------6-7--------------|
D|--------------5-7-8------------------|
A|--------5-7-8------------------------|
E|--5-6-9------------------------------|
Хирайоши – японская гамма
В ней всего пять нот, так что правильнее будет назвать её пентатоникой. Но это не та обычная пентатоника, которую мы привыкли играть в блюзе и роке. Её издавна играли на сямисэне (такой японский трехструнный инструмент), а сейчас можно применить в джазе или ином “экспериментальном” жанре. Звучит классно.
- 1 – b2 – 4 – b5 – b7
e|--------------------------------5--6-|
B|-----------------------------8-------|
G|-----------------------7--8----------|
D|--------------5--7--8----------------|
A|--------5--6-------------------------|
E|--5--6-------------------------------|
Индийская гамма – эолийская доминантовая
Обычно мы строим гаммы от стандартных мажорных и минорных. А вот эта гамма не лезет ни туда, ни сюда, потому что у нас тут эолийский (натуральный) минор, но с мажорной терцией. Минорная шестая ступень звучит довольно меланхолично, а минорная седьмая добивает завершает картину.
- 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – b6 – b7
e|-----------------------------5-7-9-|
B|-----------------------5-6-8-------|
G|-------------------6-7-------------|
D|-------------5-7-9-----------------|
A|-------5-7-8-----------------------|
E|-5-7-9-----------------------------|
Уменьшенная гамма
Все мы любим зловещее звучание уменьшенных (dim) аккордов. А уменьшенная гамма, как ни странно, на самом деле октатоническая, то есть в ней восемь, а не семь ступеней. Правда, толку от них не очень много. Эту гамму можно услышать в джазовой музыке, когда в гармонии встречаются уменьшенные аккорды.
Есть две версии этой гаммы, одна начинается с тона, другая – с полутона.
- 1 – 2 – b3 – 4 – b5 – +5 – 6 – 7
e|--------------------------------5-7-8-|
B|----------------------------6-9-------|
G|----------------------5-7-8-----------|
D|----------------6-7-9-----------------|
A|--------5-6-8-9-----------------------|
E|--5-7-9-------------------------------|
- 1 – b2 – b3 – b4 – b5 – 5 – 6 – b7
e|---------------------------------5-6-8-|
B|-----------------------------7-8-------|
G|---------------------5-6-8-9-----------|
D|---------------5-7-8-------------------|
A|---------6-7-9-------------------------|
E|-5-6-8-9-------------------------------|
Персидская гамма
Наверное, это самая странная гамма, с которой вам приходилось сталкиваться (после совсем уж непонятной локрийской, конечно). Как ясно из названия, её звучание напоминает средневосточные мелодии. Интересно, что она построена на не совсем “прямом” аккорде Maj7b5 и разбавлена по-восточному пряными хроматизмами.
- 1 – b2 – 3 – 4 – b5 – b6 – 7
e|------------------------------5-6-9--|
B|--------------------------6-9--------|
G|--------------------6-7-8------------|
D|--------------6-7-8------------------|
A|--------5-6-8------------------------|
E|--5-6-9------------------------------|
Двойная гармоническая, или византийская гамма
Эта гамма сама по себе необычна, и вдобавок содержит две большие секунды. Если заменить в ней минорную 7-ю мажорной, то этой гаммой можно для разнообразия заменить фригийскую доминантовую.
- 1 – b2 – 3 – 4 – 5 – b6 – 7
e|------------------------------5-6-9--|
B|------------------------5-6-9--------|
G|--------------------6-7--------------|
D|--------------5-7-8------------------|
A|--------6-7-8------------------------|
E|--5-6-9------------------------------|
Двойной гармонический минор, или венгерская гамма
Эта гамма – та же византийская, но сыгранная от четвертой ступени. Её называют венгерским или цыганским минором. Тут есть две большие секунды – 3–4 и 6–7 ступени, и трехнотная хроматическая последовательность. Её можно забавы ради играть вместо натурального или гармонического минора.
- 1 – 2 – b3 – +4 – 5 – b6 – 7
e|-----------------------------5-7-8-|
B|-----------------------5-6-9-------|
G|-------------------5-8-------------|
D|-------------6-7-9-----------------|
A|-------6-7-8-----------------------|
E|-5-7-8-----------------------------|
Об этом и всём остальном о гитарах и гитаристах читайте на гитарном сайте RoundWound.ru