Найти в Дзене
ПАНТОГРАФ

«ПАЗ-Вектор Next» завоевывают тульские улицы.

Немного о самой модели ПАЗ-320435 «Vector Next» (NS).

ПАЗ-320435 «Vector Next» "Тульских автобусных линий" из последней третьей партии
ПАЗ-320435 «Vector Next» "Тульских автобусных линий" из последней третьей партии

Автобус малого (по терминологии администрации города Тулы среднего) класса имеет полунесущий вагонной компоновки тип кузова. Заявленный ресурс кузова 10 лет. Колесная формула 4х2, длина 7645 мм, ширина 2245 мм, высота 2915 мм., база 3800 мм, высота потолка в салоне 1950 мм, кузов двухдверный, ширина первой двери 650 мм, вторая дверь двухстворчатая 900 мм. Минимальный радиус разворота 7 м. Снаряженная масса 6400 кг. Емкость топливного бака 95 л. Шасси типа С40R13 производства ГАЗ, рулевой механизм ZF, интегрального типа с гидроусилителем. Тормозные механизмы – дисковые с автоматической регулировкой зазоров, привод тормозных механизмов пневматический с ABS, ASR. Рулевая колонка с телескопическим рулевым валом, оборудованная замком зажигания с противоугонным устройством, подрулевыми переключателями поворотов, переключением дальнего/ближнего света, стеклоочистителями, стеклоомывателем и звуковыми сигналами. Подвеска: передняя – зависимая, рессорная со стабилизатором поперечной устойчивости, задняя – зависимая, пневматическая управляемая со стабилизатором поперечной устойчивости. Вентиляция – естественная, через форточки в окнах боковины и люки на крыше. Система отопления – независимый автономный жидкостный предпусковой подогреватель, фронтальный отопитель и 3 салонных отопителя. Шины 245/70 R19,5. Двигатель дизельный ЯМЗ-53423, нормы экологической безопасности ЕВРО-5. Рабочий объем 4,433 л, мощность 124,2 (168,9) кВт при 2300 мин-1, максимальный крутящий момент 597 при 1200-1600 мин-1, расположение двигателя продольное. КПП – МКПП: ГАЗ С40R13, пятиступенчатое. Максимальная скорость 100 км/ч. Имеется 19 мест сидения, из которых одно рядом с местом водителя, количество стоящих пассажиров предусмотрено 52 или 46 + 1 место, занятое инвалидным креслом. Оборудован низкопольной задней секцией.

Первый день работы автобусов ПАЗ-320435 «Vector Next» в Туле на маршруте № 18, 01.06.2019 г.
Первый день работы автобусов ПАЗ-320435 «Vector Next» в Туле на маршруте № 18, 01.06.2019 г.

Автобус формально подходит под требования «Доступной среды», для муниципальных маршрутов Тулы обязательным условием является наличие низкопольной части. Является самым дешевым вариантом среди частично низкопольной техники.

ПАЗ-320435 «Vector Next» "Тульских автобусных линий" на проспекте Ленина
ПАЗ-320435 «Vector Next» "Тульских автобусных линий" на проспекте Ленина

В начале 2019 года на муниципальный маршрут № 18 по договору субподряда вышли новые автобусы ПАЗ-4234 от "Тульской транспортной компании". Однако они не соответствовали требованиям доступной среды. С июня 2019 года взамен них вышли первые 10 автобусов ПАЗ-320435 «Vector Next» компании «Тульские автобусные линии» (далее ТАЛ). В августе 2019 года компания получила очередную партию новых машин. В результате основной выпуск на 18 маршрут стали обеспечивать ТАЛ, МКП ТГЭТ ("Тулгорэлектротранс") выдавали лишь несколько машин. Ближе к концу 2019 года ТАЛ получили третью партию новых автобусов ПАЗ-320435 «Vector Next». По итогам конкурса на обслуживание маршрутов с представлением субсидий из бюджета (льготных, муниципальных) «Тульские автобусные линии» с 01.01.2020 года монопольно осуществляют обслуживание 18 маршрута, ТГЭТ полностью ушел с этой линии. Выпуск автобусов доведен до 27 единиц, существенно сокращены интервалы. Всего же на балансе ТАЛ находится не менее 32 автобусов ПАЗ-320435 «Vector Next». С 1 января 2020 года ТАЛ также был передан маршрут № 175 и на него вышли новые «пазики».

ПАЗ-320435 «Vector Next» "Тульских автобусных линий" на проспекте Ленина в районе ост. Мира
ПАЗ-320435 «Vector Next» "Тульских автобусных линий" на проспекте Ленина в районе ост. Мира
ПАЗ-320435 «Vector Next» ИП "Краева", обслуживает маршрут № 72
ПАЗ-320435 «Vector Next» ИП "Краева", обслуживает маршрут № 72

Летом 2019 года были открыты новые городские муниципальные маршруты 71 и 72. Указанные маршруты стало обслуживать частное предприятие ИП «Краева». Таким образом, монополия ТГЭТ на обслуживание муниципальных маршрутов окончательно ушла в прошлое. Для обслуживания 72 маршрута ИП «Краевой» также был получен автобус ПАЗ-320435 «Vector Next».

ПАЗ-320435 «Vector Next» "Тульских автобусных линий" из последней третьей партии на проспекте Ленина в районе ул. Л. Толстого
ПАЗ-320435 «Vector Next» "Тульских автобусных линий" из последней третьей партии на проспекте Ленина в районе ул. Л. Толстого

Один автобус марки ПАЗ-320435 «Vector Next» работает на коммерческом маршруте № 64.

Теперь немного впечатлений от автобуса. Смущает заявленная цифра в 52 стоящих пассажира, сложно сказать какой норматив брали за основу, но цифра кажется завышенной. Вообще вместимость автобуса является одним из его минусов, даже, несмотря на существенное сокращение интервалов движения, загруженность автобусов в часы-пик часто на пределе, проходы в салоне узкие, пассажирам не удобно проходить на выход в случае заполненного автобуса. Весьма сомнительна и его низкопольность, в автобусе низкопольной является задняя площадка, что позволяет перевозить инвалидное кресло, причем сзади есть крепления для него. Но вот только за период более полгода эксплуатации этих машин на тульских маршрутах, не было замечено ни одного факта перевозки инвалида в инвалидном кресле. Для других же инвалидов, пожилых людей, людей с иными ограниченными возможностями нет никаких преимуществ по сравнению с высокопольными автобусами. При посадке приходится забираться по ступенькам в тесный салон, посадка производится в первую дверь, часто при заполнении автобуса на пределе для выхода используется задняя дверь, и таким образом пожилым людям, приходится еще и спускаться по ней, рискуя поскользнуться и упасть, получив травмы.

ПАЗ-320435 «Vector Next» "Тульских автобусных линий" на проспекте Ленина, ост. Педуниверситет
ПАЗ-320435 «Vector Next» "Тульских автобусных линий" на проспекте Ленина, ост. Педуниверситет

ПАЗ-320435 «Vector Next» можно рассматривать как временное решение для быстрого пополнения парка, учитывая его сравнительно невысокую стоимость. Автобус также перспективен для периферийных малозагруженных маршрутов. Для основного же городского маршрута, которым является линия под № 18 подошли бы автобусы классом больше, полностью низкопольные, удобные для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями. Надеюсь городские власти и коллектив ТАЛ обратят на это внимание при очередном обновлении парка предприятия.

ДДН