Найти тему

Безумный смех: 10 лучших историй о Джокере в комиксах

Бэтмен №1

Боб Кейн, Джерри Робинсон

Начать список стоит с первого появления злодея: дебютировал Джокер на страницах самого первого выпуска сольной серии о Бэтмене еще в 1940 году спустя всего два года после появления Темного рыцаря (до этого сей величайший детектив в мире действовал на страницах Detective Comics). В первом же выпуске-альманахе ему посвящено сразу два сюжета: сначала Джокер за 12 страниц успевает прикончить немало людей прежде, чем Бэтмен наконец сумеет его поймать. Все ради богатств и мести: в этой истории он раз за разом убивает людей, воруя у них драгоценности и демонстрируя все новые грани изворотливости. Во второй истории он впервые «умирает», напоровшись в борьбе с Бэтменом на собственный нож. Сценарист действительно планировал закончить историю Джокера, едва ее начав, но редакторы предложили все же приберечь психопата для будущих выпусков комикса.

Уже здесь видны все ключевые черты ставшего культовым злодея: отсутствие эмпатии, незаурядный ум, зеленые волосы и ужасающая ухмылка, позаимствованная у героя Конрада Фейдта из экранизации исторического романа Виктора Гюго «Человек, который смеется».

«Убийственная шутка»/ Killing Joke, 1988

Алан Мур, Брайан Боллард

-2

История по праву считается классикой не только супергероики, но и вообще ключевым произведением девятого вида искусств. А еще «Убийственная шутка» — это одна из первых «сольных» историй Джокера и попыток разобраться в прошлом безумца.

За основу сценарист Алан Мур взял классическую историю о Красном Колпаке, впервые вышедшую в 1951 году, но пошел в другом направлении: старый комикс сосредотачивался на детективной составляющей истории, а «Убийственная шутка» разбиралась с психологическими аспектами. Джокер здесь — жертва обстоятельств, несчастный комик, под грузом окружающей действительности перешедший на темную сторону. Столкновение с Бэтменом для него стало трагичным: вчерашний юморист в костюме падает в чан с химикатами, что и преображает его внешность до неузнаваемости, делая кожу белой, волосы зелеными и растягивая рот в противоестественной ухмылке.

Одной только предысторией комикс не ограничивается: параллельно с пересказом возможного прошлого (ни одна из историй о происхождении Джокера не является подлинной) в настоящем времени клоун сначала стреляет в Барбару Гордон (девушка навсегда останется инвалидом), а позже похищает ее отца-комиссара и пытается свести его с ума. Тем самым Джокер хочет показать: иногда обстоятельства способны сделать любого человека безумцем.

«Смерть в семье»/ Death in the Family, 1988

Джим Старлин, Джим Апаро

-3

Ключевая для современного облика Бэтмена история рассказывает о небывалом: убийстве Робина. Речь идет о втором подопечном Темного Рыцаря, Джейсоне Тодде, и судьбу парнишки решили читатели с помощью телефонного голосования.

По сюжету Тодд узнает, что его биологическая мать может быть жива и начинает ее поиски. Вместе с Бэтменом они находят женщину — но как назло неподалеку оказывается и Джокер, который как раз ее шантажирует. Пути Робина и Джокера пересекаются, и последний сначала избивает парнишку до полусмерти монтировкой (что на тот момент выглядело жестоко даже для Клоуна-Принца), а потом и вовсе взрывает здание с его бездыханным телом. Бэтмен не успевает на помощь, и Джейсон погибает под обломками вместе с матерью.

«Смерть в семье» важна сразу по нескольким причинам: если даже не брать в расчет то, что именно здесь по-настоящему начинаются сольные приключения Бэтмена (практически сразу он обзавелся помощником и крайне редко оставался один) и еще сильнее проявляется будущая мрачная тональность, Джокер здесь выставлен подлинным психопатом, не останавливающимся ни перед чем.

«Джокер: Адвокат дьявола»/ Joker: The Devil’s Advocate, 1996

Чак Диксон, Грэм Нолан

-4

Несколько неожиданный участник списка, при этом крайне интересный: впервые за всю историю Джокера находят достаточно вменяемым, чтобы он предстал перед судом за очередное злодеяние. На этот раз безумец нанес свой знаменитый токсин на марки с портретами великих комиков, и любой, кто пытается приклеить их на конверт, погибает в мучениях и с жутким оскалом на лице. Вот только сам Джокер утверждает, что не имеет к отравлениям никакого отношения — и Бэтмен ему верит.

Классическая детективная история, которых в обойме Темного Рыцаря немало, дополняется твистом: на этот раз Джокер — не противник. При этом сюжет почти полностью лишен экшена, зато расследований и судебной драмы здесь в достатке. Отдельно стоит подчеркнуть, сколь мастерски выписан образ Джокера: бесстрашный и безумный, но не лишенный обаяния и юмора, он с легкостью завоевывает аудиторию — пусть и не всегда так, как хотелось бы.

«Человек, который смеется»/ Man Who Laughs, 2005

Эд Брубейкер, Дуг Манки

-5

Подобно «Убийственной шутке», «Человек, который смеется» стал переосмыслением классического сюжета — на этот раз основой было самое первое появление Клоуна-Принца преступного мира, истории, упомянутой в этом списке. Брубейкер переосмыслил первое комикс-явление Джокера: он все еще анонсирует убийства (правда, уже на ТВ, а не по радио) и ворует по-крупному. Разве что подача стала современнее, а сюжет — полнее: все же оригинальная история занимала куда меньший объем. Под занавес истории, к примеру, Джокер пытается отравить систему водоснабжения Готэма токсином, однако этому мешает Бэтмен.

Название вновь отсылает к фильму с Конрадом Фейдтом, а сама история «перезапускает» биографию Брюса Уэйна, сюжетно продолжая важную бэт-историю «Бэтмен: Год первый» (о которой в этом списке не упоминается).

«Detective Comics: Убойная прогулка»/ Detective Comics: Slayride, 2007

Пол Дини, Дон Крамер

-6

Одна из немногих историй о Джокере, в которой почти не нашлось места Бэтмену. Короткая, 24-страничная рождественская зарисовка о «совместных приключениях» Джокера и Робина от автора классического анимационного сериала «Бэтмен» Пола Дини.

Спасаясь от преследователей, Робин неожиданно оказывается в машине заклятого врага, предлагающего помощь в разгар Рождества. Вместо того, чтобы просто убить мальчишку (как Джокер уже поступал с одним из чудо-мальчиков) криминальный гений решает устроить поездку, которая запомнится Робину надолго. За «праздничное настроение» здесь традиционно отвечают жестокость и насилие, а решением проблем станет классический юмор, который буквально спасет жизнь не только Робину, но и нескольким прохожим.

Самое важное здесь — Джокер вполне обходится без Бэтмена, доказывая, что для интересного сюжета не так уж важен Темный Рыцарь.

«Джокер»/ Joker, 2008

Брайан Азарелло, Ли Бермехо

-7

Еще одна история, главным героем которой является Джокер. Азарелло предлагает прогулку на другую сторону баррикад: весь сюжет подается глазами преступников, а главный безумец почти вызывает симпатию, в отличие от демонического Бэтмена, появляющегося словно ниоткуда и карающего даже за мелкие проступки.

Самым примечательным в этой истории (помимо смены перспективы) выглядит облик Джокера, очевидным образом позаимствованный у Хита Леджера из «Темного рыцаря»: тот же «разорванный» рот, сумасшедший взгляд и маниакальное поведение — Джокер здесь чаще убивает, чем шутит. Шрамы стали еще более жуткими, чем в фильме, а грим пропал за ненадобностью — Джокер и без того вышел достаточно устрашающим.

История подается с точки зрения Джонни Фроста, обычного мелкого преступника. Он зависит от прихотей шефа-психопата, но мечтает о собственной славе. Само собой, в этой истории Джонни лишь пешка, и все закончится не в его пользу.

«Бэтмен: Смерть семьи»/ Batman: Death of the Family, 2012

Скотт Снайдер, Грег Капулло

-8

Год назад Джокер покинул Готэм, оставив на память о себе лицо. Буквально: сам психопат исчез, а вот срезанная кожа осталась. Теперь же он вернулся за ней и собирается приступить к злодеяниям с новой силой. И это по-настоящему страшно — настолько, что его боится даже любовница Харли Квинн.

Комикс Скотта Снайдера за прошедшие семь лет успел стать живой классикой: окончательно спятивший Джокер выписан здесь жутким настолько, что на этом фоне все прочие истории о нем кажутся цветочками. Собственную кожу он носит как маску прямо поверх оголенных мышц, а многие из предыдущих преступлений повторяет — и идет до конца, а не ждет, пока его остановят. При этом главная цель психопата на этот раз — убийство всей бэт-семьи и попытка оставить Бэтмена буквально ни с чем. Местами комикс действительно поражает, насколько мрачным и беспросветным он может быть.

Эта удивительная история заканчивается во многом не так, как можно ожидать: не вдаваясь в подробности заметим, что из серии «Бэтмен» на какое-то время пропадет не только Джокер, но и Брюс Уэйн.

«Темный принц»/ Dark Prince Charming, 2017-2018

Энрико Марини

-9

Авторская история итальянского комиксиста Энрико Марини — одна из самых светлых в списке. Нет, Джокер и здесь остается психопатом, убивающим людей направо и налево, но при этом показана и другая его сторона.

В центре сюжета — похищенная девочка Алина, якобы внебрачная дочь Брюса Уэйна. Ребенок нужен криминальному гению ради крупного выкупа, который ему должен выплатить миллиардер, а деньги требуются для покупки огромного и ценного бриллианта «Голубая кошка» — подарка Харли Квинн на день рождения. И пока Джокер ждет выкупа, он незаметно для себя привязывается к девочке, сравнивая ее с принцессой. А та, в свою очередь, ждет, что ее спасет принц — в данном случае Бэтмен, Темный Рыцарь. Темный принц.

Здесь отдельно стоит обратить внимание на грим Джокера, который явно стал прообразом облика Артура Флека в «Джокере» с Хоакином Фениксом.

«Белый рыцарь»/ White Knight, 2017-2018

Шон Мерфи, Мэтт Холлингсворт

-10

«Белый рыцарь» — комикс импринта DC Black Label, специализирующийся на отдельных и мрачных сюжетах, не входящих в основную комикс-линейку. Режиссер Тодд Филлипс как раз хотел провернуть похожий трюк, предложив Warner Bros. запустить «Джокером» серию DC Black в кино, которая также не будет иметь отношения к фильмам общей киновселенной DC.

Сюжет нетривиален: в самом начале истории Джокер из-за воздействия неизвестных препаратов приходит в норму, полностью избавляясь от безумия. Излеченный Джек Напье (да-да, имя один-в-один как в фильме Тима Бертона) берет на себя обязанность не только привести Готэм в порядок, но и избавиться от Бэтмена — на этот раз не как от главного противника, а как от источника практически всех бед в городе. Незаурядный ум бывшего злодея неплохо в этом помогает, и вскоре вчерашние враги Напье, включая комиссара Гордона, Робина и Бэтгерл, готовы стоять с ним плечом к плечу, противостоя радикальным методам Бэтмена