Эта история началась, когда я смотрел фильм 1977 г. «Собака на сене» по пьесе Лопе де Вега с великолепной Маргаритой Тереховой в главной роли. Любуясь надменной Дианой в дивном бархатном платье, я вдруг испытал чувство дежа-вю. Недавно я видел это платье, но в другом фильме! Я не мог ошибиться, глаз у меня наметан!
Задумался. Что я смотрел вчера? Точно, «Благочестивую Марту». И донья Инес была в этом же платье! Я не поленился промотать фильм еще раз. Мои глаза меня не обманули.
Этот бархат, изящный крой и россыпь жемчужин невозможно перепутать, только в «Марте» к платью добавлен уродливый воротник-раф и передник. Смотрелось оно на Екатерине Райкиной не так божественно, как на Тереховой, и я понял причину.
«Благочестивая Марта» снималась в 1980 г, и платье, сшитое персонально для Тереховой, использовали еще раз. На другую актрису оно село уже не так.
Подтвердить свою догадку я отправился к даме, в свое время работавшей на «Ленфильме». В очередной раз благословил я свою общительность, благодаря которой круг знакомых у меня очень широк.
Выслушав мои предположения, Ольга Ивановна рассмеялась.
– А Вы наблюдательны, друг мой! Не так часто замечают подобные вещи! Что ж, Вы правы. Платье Тереховой действительно подгоняли на Райкину! Впрочем, не пропадать же такому прекрасному наряду – оно еще и в «Дон Сезар де Базан» фигурирует, в массовке. А в «Ослиной шкуре»! Вы присмотритесь – оно ведь тоже там, еще и серебристое платье из «Благочестивой Марты», и алое платье Нееловой из «Старой, старой сказки». В той сцене, где невесты в очереди стоят!
У меня голова пошла кругом от обилия названий.
– Минуточку, Ольга Ивановна! – я даже растерялся немного, – Вы хотите сказать, что одни и те же платья кочуют из фильма в фильм?
– Ну конечно, друг мой! – Ольга Ивановна недоуменно приподняла брови, – так и есть!
Мы опять вернулись к «Собаке на сене». Моя приятельница была знакома с самой Острогорской, художницей по костюмам. Именно при ее активном участии создавались прекрасные платья для многих фильмов. Для костюмов использовались редкие и дорогие ткани. Для синего платья Дианы удалось найти у антикваров старый бархат, а золотая вставка сделана из головного убора католического монаха. Древняя вещь пришла в негодность и детали ее пошли на костюм. Кстати, это платье тоже есть в «Ослиной шкуре».
Для белого костюма Теодоро (Боярского) была раздобыта у перекупщиков старая парча, а пуговицы не то вручную изготовили, не то купили в антикварном магазине. Камзол от костюма можно увидеть в «Виконте де Бражелоне», а плащ – в фильме «Сирано де Бержерак», там его носит девушка.
Одевая актеров, Остроградская восклицала:
– Боже, какая красота! Ничего и играть-то не надо!
И она была права. Бархат, шелк, парча, золотые генуэзские кружева – все это сверкало и переливалось. И когда смотришь такой фильм, наслаждаешься не только игрой актеров, но и работой художников и костюмеров.
– Костюмеров «Ленфильма» в шутку называли «дети подземелья», – вспоминает Ольга Ивановна, – они сновали из пошивочного цеха в красильный, оттуда – в бутафорский, и так целый день! Не все вещи шились из дорогих материалов. Иногда из того, что было под рукой, творили настоящие чудеса. И все это бережно сохранялось и использовалось для следующих фильмов.
Так, костюмы из знаменитого фильма Эйзенштейна «Иван Грозный», первая серия которого вышла в 1945 г, снималась в эвакуации, в Алма-Ате, на студии ЦОКС. Время было тяжелейшее, но грозный режиссер никому не давал спуску, следя, чтобы все было на высоте. Парча для шитья поступила из государственного фонда. Костюмы высочайшего качества использовались потом и в других постановках. Царский наряд Ивана Грозного «снимался» в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».
Знаменитых нарядов-двойников на удивление много. Все помнят платье бежевого цвета, которое было на Наденьке в «Иронии судьбы, или с легким паром!» Мы каждый год им любуемся. За три года до этого в то же самое платье была одета героиня фильма «Опасный поворот».
Для «Иронии» его просто укоротили и подобрали другой пояс. Платье Алисы Фрейндлих из «Служебного романа» мелькает в эпизоде в фильме «Экипаж». Когда следишь за сюжетом, на одежду героев не обращаешь внимания.
Кинематограф советских лет – большая любовь моей жизни. Я восхищаюсь не только игрой актеров, но и работой режиссеров, операторов – всех, кто создавал киноленту. И мастерством костюмеров, конечно.