Найти тему
Venefica

Победа декабристов - что она могла принести России на самом деле.

На экраны вышел новый фильм о декабристах "Союз Спасения" - кто-то его хвалит, кто-то критикует, кто-то шокирован подбором музыкальных треков (жаль, нет ничего в исполнении Лепса на музыку нового премьера), а я признаюсь честно: к декабристам отношусь глубоко отрицательно. И не надо запихивать меня в охранительские ряды - я толстая, а там и так тесно.

Всё идет с времен далёкого советского детства, школьного курса истории, книжек и "Звезды пленительного счастья". Увидев этот фильм задолго до того, как мы стали изучать тему декабристского восстания (классе в пятом, помнится, мы как раз Древний мир штудировали) я поинтересовалась у учительницы истории, освободили ли декабристы СВОИХ крестьян. Та ответила - нет. И с тех пор поселилось в моей душе сомнение в благости их намерений.

Иллюстрация из интернета
Иллюстрация из интернета

Время шло, я увлекалась историей, читала серьёзные книжки, в том числе и о Великой Французской Революции, о том, как она "поедала своих детей", о том, что творили французы с французами во имя торжества "свободы, равенства и братства", читала и о пугачевском бунте, и о других восстаниях в России и в голову мне начала закрадываться мысль, для "советской комсомолки", помнящей, что "декабристы разбудили Герцена" совершенно "неправильная": что, может быть и к лучшему, что декабристы закончили так, как получилось. Страна не пережила бы этой победы.

Попробую вкратце объяснить, почему.

Как все, надеюсь, помнят, Александру Первому, скончавшемуся в Таганроге, должен был наследовать (по старшинству) его брат Константин. Константин в то время был в Польше, пережившей очередное крушение надежд на независимость после разгрома Наполеона, и её правящая элита жаждала мести (желательно кровавой - с поляками, как известно, у нас "любовь" давняя). В Петербурге находился второй брат, Николай, которому, собственно, и предполагалось передать корону (но об этом до некоторых пор никто не знал, кроме очень ближнего круга), и самый младший Михаил Павлович.

Предположим, что декабристам удаётся сорвать коронацию, и Пётр Каховский, как бешеная гиена революции, убьёт не только генерал-губернатора Петербурга Милорадовича (легендарного героя, любимого народом и солдатами) и полковника Николая Стюрлера, но и Николая Павловича.

Что было бы далее? А далее вести о перевороте и "революции" разошлись бы, как волны землетрясения при взрыве вулкана. Началась бы борьба за верховную власть, а в обоих обществах, "Северном" и "Южном" имелись свои "кандидаты в Дантоны и Наполеоны". Каховский был бы неизбежно казнен, потому что для соблюдения приличий как при утверждении модели конституционной монархии, так и перед "мировым сообществом" должен быть найден и принесен в жертву "козёл отпущения" (один из сценариев переворота как раз и предполагал подобное).

Были планы предложить Михаилу Павловичу принять корону вместе с Конституцией, но так как в среде декабристов хватало радикалов, ратовавших за полное уничтожение царского семейства (что там любят говорить о кровожадности большевиков? Прирожденные господа не бОльшие гуманисты в этом плане.), то раздрай в рядах восставших случился сразу же, со схватки "цареубийц" и "защитников конституционной монархии", и в дело бы они ввели подчиненные им части, а это как минимум схватки и стрельба в столице, что разошлось бы, питаясь слухами и страшными подробностями, по всей стране.

На выручку братьям из Польши мог метнуться Константин Павлович, окруженный верными частями, если бы, конечно, ему удалось выбраться оттуда живым (декабристы поддерживали сношения с поляками), а буквально по пятам его бы преследовала вся "Польска не згинела". Польша отложилась бы тут же, и точно бы попыталась "по горячим следам" прихватить себе еще территорий - то есть Запад и Юго-Запад, белорусские и украинские земли имели шанс получить на своей территории нашествие польских панов и, до кучи, мощное крестьянское восстание (не забываем о том, что предлагалась отмена крепостного права, а поляки белорусов и украинцев иначе, как хлопами, не видели, и мало ли, что там на территории Польши наотменяли). Турция тоже вряд ли бы осталась в стороне от событий и принялась бы подминать территории под свой интерес (ну а почему нет, если вот он, шанс).

То есть Центр, Запад, Юго-Запад мгновенно заполыхал бы так, как декабристы себе этого и не представляли. На Урале вполне вероятно, восстали бы заводские крестьяне, и вполне могла произойти "вторая Пугачевщина".

Ну и, конечно, вряд ли бы бы позволили себе остаться в стороне от столь восхитительных событий наши тогдашние "геополитические партнёры". Уже хорошо напуганные Наполеоном, испытавшие силу русского оружия, они вряд ли бы отказали себе в удовольствии "задавить медведя в его берлоге" - со всех ног рванулись бы они на наши просторы с "миротворческой миссией".

А крестьяне, напомню, тоже были знакомы с партизанским движением и вряд ли бы встретили иноземцев буйною радостью - то есть длительная война "всех против всех", по размаху равная много позже случившейся Гражданской, русскому народу светила со всей неизбежностью. Только разница в том, что если при Гражданской была хоть какая-то внятная идеология у каждой из сторон, то в этом случае была бы еще одна Вандея, умноженная на суровость русского характера и жажду земли и воли.

Сколько бы это продлилось? Долго.

Потеряла бы Россия территории? Вне сомнения.

Потеряла бы независимость? Могла. И восстанавливаться бы пришлось много-много лет.

Да, конечно, некоторые деятели сегодня берутся утверждать, что победи декабристы, Россия бы много раньше пошла по пути европейского развития - капитализм, прогресс и всё такое. Но неплохо зная историю и аппетиты окружающих нас держав боюсь, что нашей стране была уготована участь Северной Индии со всеми вытекающими. Ну и других бы тоже задело - вряд ли бы у болгар вышло освободиться от турок так и тогда, когда это произошло, Турция бы тоже приросла территориями за наш счёт и усилилась бы в своём регионе.

Так что пять повешенных и несколько десятков сосланных вполне адекватная плата за целостность Державы. А всё потому, что не было у них ни идеологии чёткой, ни единства в руководстве: "когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет..."

Ну и напомню, что в огне этой гипотетической усобицы могли бы сгинуть и Пушкин, и Гоголь, и другие и не состоялась бы та великая русская литература, которую мы знаем. И всем остальным искусствам тоже досталось бы.

Вот такой у меня взгляд на господ декабристов. Без тени симпатии.