Продолжение. Начало здесь
В те времена с наступлением холодов, как правило, не воевали, армия уходила на зимние квартиры. Между военными походами Яков Брюс с 1717 года руководил двумя Берг и Мануфактур-коллегиями, то есть министерствами тяжелой и легкой промышленности. С 1706 года под его руководством находилась Московская гражданская типография, где в 1709 году начали печатать первый российский астрологический календарь.
Тридцать лет назад, когда я с подачи подмосковного художника Ивана Зотова познакомился с этой темой, мало кто из широкой публики знал о нем. Но даже тогда некоторые специалисты были убеждены, что до 1715 года этот календарь, по крайней мере, редактировал, а возможно и составлял Яков Брюс. Сделать такой вывод позволят то обстоятельство, что двумя годами позже в 1717 году вышел сделанный Брюсом перевод книги голландского физика и астронома Гюйгенса «Космотеорос». Сейчас трудно себе представить, что крупный военачальник занимается в свободное от боев время серьезными научными изысканиями в научной сфере, но для XYIIвека это нормально.
В те времена еще не было четкого разграничения астрологии и астрономии. Астрономия являлась для большинства специалистов - инструментом ряда научных дисциплин, в том числе морской навигации и астрологии. Под руководством Якова Брюса в Москве на Сухаревской площади в башне сооруженной в 1692 году для подачи в Москву мытищинской воды была организована первая в России астрономическая обсерватория, кстати, здесь же размещались классы Навигатской Школы, где обучали тех самых гардемаринов, которые стали прототипами известных нам по кино отважных красавцев.
Эта обсерватория была после октябрьской революции разрушена вместе с Сухаревой башней, а вот домашняя обсерватория в подмосковной усадьбе Глинки – сохранилась. О том как Яков Брюс устроился, выйдя в отставку в 1726 году, через год после смерти Петра, говорит хотя бы то, что в бывших графских конюшнях сейчас располагаются процедурные кабинеты желудочно-кишечного санатория «Монино».
Да фельдмаршал Яков Вилимович Брюс построил себе загородную усадьбу в месте с целебным источником. Может быть, поэтому он пережил царя Петра на десять лет. Однако легенды о нем начали слагать еще при жизни. Вот одна из них, взятая из книги, которая так и называлась «Легенды о графе Брюсе»:
Во время одной из петровских ассамблей, когда гости уже утомились танцами и разговорами Петр попросил Брюса показать что-то необычное. «О чем вы говорите, Ваше Величество, - ответил Брюс, - время ли! Смотрите, Нева выходит из берегов, ветер усиливается, наводнение!»
Гости в панике стали забираться на столы, женщины попадали в обморок, потому, что, в самом деле, в окна захлестывали волны. Царь и сам, забравшись на стол, стал давать указания как спасаться.
«Успокойтесь, - продолжал между тем Брюс, - ветер переменился, вода отступает»
Люди с удивлением обнаружили, что ни следа наводнения нет, хотя присутствующие вроде бы только что видели все своими глазами. Колдовство, да и только! А между тем уже в следующем XIX веке было открыто явление гипноза. Однако владели люди гипнозом - задолго до того как его ввели в научный обиход. Достаточно вспомнить другого «графа» Калиостро. Но Брюс пользовался этим даром не для меркантильной выгоды, а только для салонного развлечения.
Еще одна легенда, якобы чернокнижник граф Брюс иногда вызывал с помощью черной магии дракона и летал на нем по воздуху, пугая московских обывателей. Обыватели пожаловались царю. Царь приказал Брюсу впредь не летать на драконе, не пугать честных христиан. Но указ царский был с оговоркой? Если уж сильно захочется, то пусть себе летает граф – по ночам, когда все спят. И стал с тех пор летать граф по ночам, как, и положено колдуну.
Казалось бы совершенно нелепая сказка. Какой-то «дракон»? А между тем француз по имени Жозеф-Мишель Монгольфье (или Монгольфьер по старому русскому написанью) всего через несколько десятков лет после смерти Якова Брюса изобрел свой шар! Поговаривают о том, что доходили своим умом до аппарата легче воздуха и российские умельцы. Аэростаты до сих пор приводятся в движение с помощью огня, сейчас жжется газ, а в те времена солома. Можно предположить, что Яков Брюс додумался до принципа аэростата раньше знаменитых французов, но, правда, позже Леонардо да Винчи?