Комната №17, в которой я работаю много лет, находится далеко не в центре города и даже не на центральной улице района. Но меня и тех кто приходит, приезжает, прилетает из разных городов и стран, на чашечку кофе, спеть, станцевать, пообщаться или просто по делу, это никогда не смущало.
Все знают, что моя дверь всегда открыта, а посторонние, как правило, порог не переступают. Кто-то свыше распоряжается кому входить, а кому не стоит.
Однажды на пороге моей комнаты появилась женщина. Сделала шаг, молча окинула взглядом комнату, заставленную фотографиями, потом посмотрела на меня и спросила: «А вы фотографии на памятник делаете?».
Я слегка опешил от неожиданного вопроса, а потом ответил: «Нет». И тут же подробно рассказал о трёх ближайших фотолабораториях, где делают фотографии на памятники. Женщина внимательно выслушала, а потом, указывая рукой на одну из фотографий на стене, рявкнула: «Ну да, вы только таких кобыл фотографируете! А нас простых не хотите. Ненавижу!» И выскочила из комнаты…
Было впечатление, что в комнату бросили противотанковую гранату. К счастью, никто не пострадал, а Анастасия (фотография, на которую указала женщина), застывшая «как на картине», продолжала заниматься своим макияжем и даже бровью не повела...
Не знаю, с чем это связано, но эта фотография редко остаётся без внимания, несмотря на то, что тут нет так популярного сегодня шпагата. В случае с этой «простой женщиной», возможно, когда-то Волочкова наступила ей на ногу в трамвае и не извинилась, а, возможно, подействовала какая-то фотографическая магия.
Лично для меня эта фотография, прежде всего, моя работа. Работа, которая мне нравится. Это мои личные впечатления от процесса самой съёмки и общения. Полное отсутствие какого-либо напряжения. Ощущение комфорта, доверия, а, главное, понимание того, что кто-то так же, как и ты, делает своё дело. Такое бывает далеко не всегда и не со всеми. С Анастасией было именно так.
Не единственный случай, когда положительные эмоции от этой фотографии в какой-то степени даже помогали мне расположить человека к предстоящим съёмкам…
С Ken Hensley ex-музыкантом группы Uriah Heep, мы встретились рано утром в аэропорту и должны были провести весь день вместе, каждый занимаясь своим делом, а когда появится небольшая пауза, мы договорились поговорить о роли фотографии в карьере артиста.
График Кена был расписан на весь день: интервью на радио, съёмка программы на телевидении, концерт и автографсессия. Во время небольшого перерыва перед концертом, чтобы вечером предметно говорить о фотографии, я дал Кену посмотреть альбом с фотографиями, в котором была и фотография Волочковой. Наблюдая за реакцией, слушая комментарии, больше понимаешь человека, с которым предстоит работать. По тому, как Кен листал страницы, было видно, что откровенной лажи в альбоме нет, но это совершенно не факт, что ему понравится то, что я сниму сегодня. Но на фотографии Волочковой Кен вдруг задержал свой взгляд и произнёс: «Ну, со мной-то у вас так не получится!» - и засмеялся.
В общем-то это было вполне понятно, что такого получиться не может, но почему-то эта фраза у меня отложилась в голове…
Когда после концерта мы приехали в ресторан, чтобы поужинать и продолжить наш разговор о фотографии, было уже за полночь. В процессе разговора после фразы Кена о работе с фотографами: «Что вы хотите сказать своей работой? Вы хотите сказать что-то новое или хотите повторить то, что было сделано до вас уже тысячи и тысячи раз?...» мне уже было точно понятно, что показывать фотографии с сегодняшнего концерта не будет никакого смысла… миллионное «фото мужика с гитарой» не нужно ни ему, ни мне. Нужно то, чего у него не было раньше, а именно то, что шестью часами ранее вызвало интерес!
Чуть позже, когда завершился тур и Кен вернулся домой в Испанию, я получил ответ: Thanks Mikhail. I love these pictures. Ken Hensley.
P.S. А после того случая с фотографией на памятник, когда меня спрашивают: «А вы простых людей фотографируете?» - меня бросает в жар!