15 января 2020 г. Президент В.В. Путин огласил ежегодное Послание Федеральному Собранию. В числе прочего, он предложил провести в стране конституционную реформу и выдвинул целый ряд тезисов по внесению изменений в Конституцию 1993 года, подлежащих рассмотрению. Предварительно можно сказать, что их реализация будет вести как к укреплению власти президента, так и к её ослаблению и укреплению власти Государственной Думы.
Реализация по-крайней мере одного из этого тезисов требует внесения изменений в гл. 1 Конституции “Основы конституционного строя”, а, значит, властям потребуется провести референдум.
1. Некоторые тезисы, связанные с укреплением власти президента
1.1. Президент предложил ввести в Конституцию новый орган государственной власти - Государственный Совет.
Сейчас Государственный Совет - совещательный орган государственной власти при президенте, который не имеет прямых властных полномочий. Без конкретного текста правок мы не можем сказать, чем конкретно будет заниматься Государственный Совет и как его полномочия будут соотноситься с полномочиями существующего органа исполнительной власти - Правительства. Однако сама идея объединения "под крылом" президента всех руководителей регионов (губернаторов, мэров, президентов и глав республик в составе РФ), скорее всего, приведет к усилению влияния президента на исполнительную власть регионов, так как позволит ему лучше координировать её действия.
1.2. Президент предложил объединить органы государственной власти (это органы власти РФ и органы власти регионов) с органами местного самоуправления в единую публичную власть.
Слияние органов местного самоуправления с органами государственной власти, несомненно, приведет к усилению власти руководителей регионов РФ и всей вертикали исполнительной власти.
Важно отметить, что для внесения этой поправки Президенту потребуется вносить изменения в ст. 12 Конституции РФ, то есть в гл. 1 “Основы конституционного строя”. По действующему порядку внесения изменений в Конституцию, установленному в самой Конституции, внести изменения в 1, 2 и 9 главы можно только путём проведения всенародного голосования, то есть референдума.
2. Некоторые тезисы, связанные с “демократизацией” и укреплением власти Государственной Думы.
Государственная Дума получит право назначать Председателя Правительства и всех министров в Правительстве, а президент будет обязан утверждать их в должности. В то же время, президент сохранит за собой право отправлять Правительство в отставку.
На словах, этот тезис конституционной реформы является демократическим. Государственная Дума может получить реальную возможность участвовать в назначении Правительства и, следовательно, влиять на политику Правительства. Однако для того, чтобы Государственная Дума стала играть важную роль, нужны сильные политические партии. Так как сейчас в РФ кризис политических партий, вряд ли оппозиция и существующие партии как-то смогут влиять на Правительство через Государственную Думу, по-крайней мере в ближайшее время. Более того, сейчас только половина, 225 депутатов Государственной Думы РФ, избирается по партийным спискам, остальные 225 - по одномандатным округам. Отсюда у партий и у населения сейчас ещё меньше возможностей влиять на политику Государственной Думы, а после принятия поправок - Правительства.
Вывод: После реализации тезисов новой конституционной реформы, которые огласил президент, Конституция может стать более сбалансированной, полномочия Государственной Думы могут быть расширены. Однако граждане смогут влиять на политику государства только в том случае, если смогут более активно бороться за свои права и участвовать в работе политических партий.
Реализация всех тезисов президента требует проведения референдума по внесению изменений в Конституцию. Дискуссия о внесении изменений в Конституцию и референдум дали старт избирательным компаниям 2021 г. и 2024 г., а также передаче власти в ходе нового избирательного цикла.