Сотрудничеству сети продмагов "Магнит" и Schmitz Cargobull уже более 10 лет.
Сеть магазинов "Магнит" это уже не просто большое количество гастрономов с красно-белой вывеской, а яркое социально-культурно-экономическое Явление современной России.
Для обслуживания такого количества торговых точек нужен внушительный автопарк. И у "Магнита" он есть. На сегодняшний день это около шести тысяч транспортных средств, большую часть из которых составляют ныне уже ставшие знаменитыми "Магнитовские сцепки".
По конструктивной схеме "Магнитовская" сцепка представляет собой тандемный "реф-паровоз". Именно такая схема позволяет выжать максимум полезного пространства для груза в рамках разрешенной в РФ длины прицепного автопоезда.
Грузовместимость такогоавтопоезда 39 европоддонов (19 в тягаче и 20 в прицепе). Полезный объем перевозимого груза — 90м3.
Тягач — грузовик 6х2 с подъемной третьей осью. Если поезд идет порожняком, то поднятая третья ось позволяет экономить топливо. Холодильную установку теперь монтируют в базе под кузовом, хотя прежде ставили над кабиной.
Но "изюминка" "Магнитовской сцепки" — прицеп. Во-первых, это самостоятельный реф. Его можно отцепить и оставить "холодить" без привязки к грузовику.
Центральное расположение осей на прицепе облегчает и улучшает маневренность автопоезда, особенно при движении задним ходом. А эту операцию водителям-экспедиторам приходится осуществлять постоянно и, зачастую, в очень ограниченном пространстве.
У каждого грузовика есть гидроборт. В данном случае — произведенный бельгийской фирмой Dhollandia. Подъемный гидроборт это чуть ли не главная деталь всей логистической идеи, заложенной в "Магнитовскую сцепку".
У прицепа открываются задние и передние "ворота". После перевода в "боевое" положение гидроборт грузовика начинает выполняеть роль своеобразного разводного моста между кузовами звеньев автопоезда.
В этом случае разгрузку и загрузку всего автопоезда можно осуществить без расцепления. На жаргоне водителей "Магнита" эта операция называется "перекатка".
У прицепа есть и свой, аналогичный грузовику, гидроборт. Можно навести мост еще и с разгрузочной рампой, без риска повредить трейлер. Комплектация у автопоезда, в итоге, отнюдь не дешевая, но на профессиональном оборудовании "Магнит" не экономит.
Странно, но до "Магнита" такая схема автопоезда в России почти не использовалась. Именно "Магнит" внедрил такой автопоезд, если можно так выразиться, в "массовое сознание" транспортников. Хотя изобрел схему, конечно, не "Магнит".
Тридцать лет назад в Европе уже были и холодильные установки под кузовом, и центральные оси у прицепов. Правда, возможности сквозной разгрузки в этой конкретной сцепке нет, но само решение в Европе было известно уже тогда.
Тандемные автопоезда со сквозной разгрузкой на постсоветском пространстве первой внедрила литовская сеть продмагов Maxima.
Вероятно, в Литве "Магнит" и перенял передовой опыт.
И, видимо, не случайно, что именно в Литве 10 лет назад начали делать автопоезда со сквозной разгрузкой для "Магнит".
В 1989 году, когда Литва пусть и сугубо формально, но еще входила в СССР, неподалеку от Паневежиса началось строительство завода Auviga. Изначально на нем планировалось выпускать торговые киоски на колесах и транспорт для караванинга.
Экспериментальный модульный "составной" автокемпер на базе "Нивы" — один из первых проектов, принесших торговой марке Auviga известность.
Но тема автокемперов в Паневежисе не пошла, зато хорошо развилось производство кузовов для крупнотоннажного транспорта.
В середине 1990-х Auviga тесно сотрудничала с МАЗом. Минчане размещали в Паневежисе заказы на строительство рефрижераторных кузовов для своих грузовиков и трейлеров.
Во многом благодаря своим кузовам небольшой заводик под Паневежисом и попал в поле зрения могущественного концерна Schmitz Cargobull. В 1997 году были проведены первые консультации, а годом позже Auviga оказалась "под крылышком" "Шмитца".
Уже в 2000 году литовские кузова ничем не уступали по качеству и характеристикам немецким. Завод в Паневежисе получил право использовать логотип Schmitz Cargobull — синего слоника. Теперь бывшая Auviga носит наименование Schmitz Cargobull Baltic, UAB и является неотъемлемой частью производственной "паутины" Schmitz Cargobull.
Именно на заводе Schmitz Cargobull Baltic в Паневежисе начали рождаться на свет "Магнитовские" сцепки.
Ставшую теперь уже знаменитой надпись наносят тоже здесь.
В начале лета 2010 года был собран и отгружен 1000-й автопоезд.
В октябре 2013-го — 3500-й… Сейчас только "Шмитцовских" сцепок в автопарке "Магнита" около 5000.
Марка самого массового грузовика из "Магнитовского" автопарка — MAN. Начинали еще с TGA, затем перешли на TGS.
Внутреннюю "конкуренцию" мюнхенским "львам" состаляют Mercedes-Benz Actros. Но поголовье "мерсов" значительно меньше.
Есть у "Магнита" и Renault Midlum. В 2008 году была закуплена партия в 100 автомобилей, но по "Магнитовским" меркам это сущая мелочь.
Сколько у "Магнита" Volvo FM мы точно не знаем, но, судя по всему, тоже относительно немного.
Одно можно утверждать точно — каким бы ни было базовое шасси, в подавляющем большинстве случаев кузов будет марки Schmitz Cargobull.
Справедливости ради надо отметить, что иногда "Магнит" экспериментирует и с кузовами других поставщиков. Так, например, есть некоторое количество "Магнитовских сцепок" с кузовами "Мосдизайнмаш" и тандемными тягачами IVECO Stralis. Но всеподавляющие доминаты — MAN и Schmitz Cargobull.
Комбинация MAN + Schmitz Cargobull в варианте "Магнитовская сцепка" оказалась настолько удачной, что ее стали заказывать и другие крупные ритейлеры.
Вот "Магнитовская сцепка", брендированная логотипами извечного главного конкурента "Магнита" — "Пятерочки". Тот же MAN, те же кузова Schmitz Cargobull. Совпадение? Вряд ли.
Подобные автопоезда (на других шасси, с кузовами других производителей, но "Магнитовской" схемы) теперь используют и такие сети как "Дикси", "Холди Дискаунтер", белорусский "Евроопт" и другие.
Но все же в историю российского транспортного дела такая сцепка вошла именно как "Магнитовская". Потому что "Магнит" — крупнейший владелец таких поездов, да и запоминающаяся надпись сыграла свою роль, конечно.
Крупный логотип Schmitz Cargobull — заметный элемент этого слогана. Надо отдать должное "Магниту", который не пожлобствовал и позволил производителю превратить свой автопарк в тысячи передвижных рекламных биллбордов для бренда Schmitz Cargobull.
Кстати Schmitz Cargobull рекламируют, не только "Магнитовские" сцепки "Магнита", но и классические полуприцепные автопоезда, которые заказывались тоже у Schmitz Cargobull.
Сотрудничество гигантов двух индустрий, начавшееся более 10 лет назад и продолжающееся по сей день, это действительно удачный тандем.