Американцы любят снимать про тюрьму. Самый рейтинговый фильм в мире – «Побег из Шоушенка» по роману Стивена Кинга посвящен не только условиям выживания, но и философии человека, оказавшегося в неволе.
Американское кино снимают по шаблонам, к которым привык зритель. Это дополнительная гарантия для сбора кассы. В Европе отношение к созданию фильма несколько иное. Здесь часто ощущается национальный колорит.
Взять, к примеру, Испанию. В испанских «тюремных триллерах» часто личность героя развивается, как и сюжет, в зависимости от внешних факторов, а также от общественной оценки. Философии меньше, она в поведении, а не в рассуждениях.
«Камера 211»
Один из лучших фильмов, снятых в этой стране, и посвященных выживанию человека в неволе, вышел на экраны в 2009 году. Речь идет о фильме «Камера 211». Здесь нет пафоса в действиях героев, долгих предысторий. Все происходит в условиях, которые складываются здесь и сейчас. Зритель чувствует, как одна случайность может привести к случайности, а повороты сюжета зависят от одного лишнего слова или секунды.
Молодой полицейский Хуан устроился надзирателем в тюрьму. Перед первой сменой он пришел осмотреться в помещении, где содержатся заключенные. Случайно он получает травму и оказывается в одной из камер под номером 211. В это время в колонии начинается бунт. Теперь главная задача Хуана – выжить среди бунтующих заключенных, доказав им, что он свой, а не страж порядка.
Режиссер Дэниэль Монсон снял динамичный и интересный фильм с оригинальным сюжетом и хорошо прописанными героями. Персонажи харизматичны, играют правдоподобно. Крепкая режиссура и монтаж. Если не смотрели – восполните этот пробел. Фильм отличный.
«Пророк»
В том же 2009 году на экраны вышел фильм Жака Одиара «Пророк»,выпущенный под флагами Франции и Италии.
Фильм об одиночестве, когда все вокруг чужие, а обстоятельства способны сломать даже сильного человека. Можно ли остаться собой, когда все вокруг пытаются сделать из тебя того, кого нужно им.
Неоднозначная история о 19-летнем парне Малике, арабского происхождения, который попал во французскую тюрьму. У него никого, ни на воле, ни в тюрьме.
Из-за давления окружающих из банды корсиканцев, ему приходится сделать ряд заданий. Но со временем даже здесь ему приходится осваиваться и формировать собственные принципы выживания.
Фильм очень сильный, пронзительный. По сюжету здесь нет однозначно положительных и отрицательных героев по поступкам, но по ходу выясняется, что здесь - человек, а кто – зверь.