В новогодние праздники мы посетили Дом- музей И. С. Тургенева — прекрасный особняк с белыми колоннами, который интригует своим видом, а деревянные ворота, всегда приоткрытые, будто приглашают в гости.
Этот дом, построенный после пожара 1812 года, постоянно сдавался внаём. В 1840 г. в нем поселилась мать Ивана Сергеевича Тургенева — Варвара Петровна и прожила в особняке следующие 10 лет. Сюда часто наведывался и сам Иван Сергеевич, и его брат Николай, проживавший в Петербурге. Именно тут обитали прототипы героев из повести "Муму", а все происходившее в ней — не выдумка. Немой богатырь Герасим — это крепостной крестьянин Андрей, которого В.П. Тургенева случайно увидела на пашне при объезде своих угодий. В те времена считалось модным иметь в городской усадьбе великана-дворника. И первый экспонат, который встречает посетителей — скульптура маленькой черной собачки, сидящей на лестнице, ведущей во двор усадьбы. Этот зал музея посвящен иллюстрациям и картинам, которые изображают действия героев повести.
Экспозиция каждого зала демонстрирует уклад жизни богатой дворянской семьи: дорогая мебель, фарфоровая посуда, портреты членов семьи и самого писателя в разные периоды жизни.
Интересно отметить, что в доме жил еще один член семьи Тургеневых — воспитанница Варвары Петровны Варенька. Она появилась в их доме нескольких дней от роду, и тайну ее рождения Варвара Петровна унесла с собой. В семье, с подачи Варвары Петровны, бытовала версия, что отцом девочки являлся лечащий врач хозяйки — А.Е. Берс (отец Софьи Андреевны, будущей жены Л.Н. Толстого). Что же касается матери ребенка, то Варвара Петровна сказала сыновьям, что никто никогда не узнает ее имени. Из переписки с сыновьями и дневников В.П. Тургеневой, воспоминаний Вареньки известно, что отношение к девочке было исключительно любящее и заботливое — на ее одежду, игрушки тратились большие деньги, воспитание и обучение были самого высокого уровня. Всё говорит о том, что мать писателя считала Вареньку ровней себе по происхождению. Так кем же приходилась И.С. Тургеневу воспитанница, называвшая Варвару Петровну маменькой?
Долгие годы среди литературоведов бытовало мнение, что матерью Вареньки была сама Варвара Петровна, то есть девочка была незаконнорожденной. Взглянуть по-новому на происхождение воспитанницы позволили документы, недавно ставшие доступными историкам. Из их содержания можно сделать предположение, что Варенька была единокровной сестрой нашего великого писателя, то есть дочерью Сергея Николаевича Тургенева, отца писателя и его возлюбленной, принадлежащей к высшему свету княжны. Варвара Петровна сделала все, чтобы супруг не ушел из семьи, а про родителей ребенка никто и никогда не узнал. Это было на руку и княжне, поскольку в то время ее положение было бы позором. Девочку Варвара Петровна оставила при себе, крестила, нарекла своим именем, и к собственному удивлению сильно привязалась к ребенку.
Может быть, не стоило бы уделять так много внимания этой семейной тайне, но именно благодаря прекрасно написанным воспоминаниям Вари, в замужестве Житовой, читатели могут "изнутри" увидеть жизнь дворянства того времени, погрузиться в сложную, порой невыносимо тяжелую атмосферу жизни крепостных, в их взаимоотношения с господами, в горести и радости этих людей — и хозяев, и слуг.
Обожаю в таких домах рассматривать печи и рисунки на керамической плитке. Кажется, они все еще хранят тепло от последних угольков...
Конечно же нельзя оставить без внимания люстры и буфеты с посудой. Изысканные серванты, чашечки, дорогие стулья заявляют прямо — здесь жили богатые люди.
Много изображений с видами различных городов, но найти знакомое место и сравнить его с нынешним видом Москвы — удовольствие! Вот дом Пашковых, ныне — Российская государственная библиотека.
В одной из комнат нам "включили" зеркало. Представляете? Наверное, это проектор или еще какой-то технический обман, но в зеркале появились фигуры. Это семейная сцена, где Варвара Петровна и ее сыновья обсуждают раздел имений...очень напряженно, актеры сыграли этот момент в зале, где мы и стояли.
К сожалению, зеркало я не сфотографировала. Но такой "живой" материал в музее еще сильнее погружает нас в события дома на Остоженке. Та же воспитанница в книге вспоминает, какой случился скандал с разделом имений, как мучила Варвара Петровна сыновей, неоднократно откладывая решение, таким образом удерживая власть над ними, хотя оба сына нуждались в деньгах.
Гостиная, в которой любила проводить время Варвара Петровна.
В комнате, служившей спальней и кабинетом хозяйки есть любопытный предмет — ее портрет в миниатюре.
Здесь же немного украшений, набор для письма, иконы в углу комнаты, человеком она была набожным, хотя ее поступки и характер были скверными...это я все еще под впечатлением от книги Житовой.
Сколько ни бываю в подобных домах, постоянно удивляюсь насколько маленькие раньше кровати были. И не важно, богатый тут человек жил или победнее, но кровати до того скромны в своих размерах! Вот почему?
Рассматриваю милые предметы интерьера. Умели жить красиво.
Гардеробная комната с вышивками, игольницами, костюмами того времени.
Какая прелесть этот бант!
От такого наборчика для рукоделия никто бы и сейчас не отказался.
Необычный веер — квадратный и тонюсенькие узкие дамские перчатки. Какие-то миниатюрные люди были тогда, ей богу.
А вот и шкатулка для личных писем и украшений.
А какие почерки раньше были красивые, восхищаюсь и чистотой письма и аккуратностью.
Мебель, сделанная на века, в прямом смысле этого слова.
Мемориальный кабинет писателя. На столе его портрет (дагерротип, С.Петербург, 1844г.)
Зал, посвященный жизни за границей Ивана Сергеевича. В центре над камином — портрет Полины Виардо. Все мы помним, еще со школьных уроков, какие интриги плелись вокруг их дружбы с Тургеневым. Он буквально содержал семью Виардо, жил с ними под одной крышей, перевез туда же свою дочь (незаконнорожденную девочку от белошвейки, служившей в доме матери). Варвара Петровна, зная, что это дочь Ивана Сергеевича, держала ее в доме наравне с крепостными, одевала в крестьянскую одежду и назначала работу, как и всем другим слугам. Белошвейку выгнала из дома, разлучив с дочкой.
Певица, пленившая сердце писателя, который охотно потакал ей во всех желаниях. Варвара Петровна же хотела, чтобы сын женился, чтобы появились наследники — нормальное желание любой матери, поэтому ни сколько не скрывала своей ненависти к Полине Виардо и называла ее «проклятой цыганкой». Хотя однажды съездила на концерт, который та давала в Москве, и даже похвалила ее талант — информация из воспоминаний В.Н. Житовой.
Мурал на соседнем здании, где изображен И.С. Тургенев с охотничьей собакой.
Вот такой старинный дом со своей историей, где властолюбивая хозяйка держала в страхе слуг и работников, трепетавших перед неожиданной сменой ее настроения или самых диких порой распоряжений. И лишь редкие приезды любимого сына Ивана могли смягчить ее характер, поэтому все домочадцы и слуги с нетерпением ждали каждого возвращения Ивана Сергеевича из очередной поездки за границу, только при нем в доме поселялась радость, а Варвара Петровна была довольна и ласкова со всеми .
"В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами,антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней!..." (И.С. Тургенев, "Му-му", 1852г.).
Выражаю отдельную благодарность за помощь в работе над статьей своей подруге, журналисту, редактору Стауриной Надежде.