Найти в Дзене
Adept. Образование

Смотрю в книгу – вижу фигу. Что делать, если для ребёнка родной язык – «китайская грамота»?

Оглавление
Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Проблемы с чтением бывают у многих детей дошкольного и младшего школьного возраста. Большинство успешно их преодолевает, и с чтением сложностей уже не возникает. Но бывает, что ребёнок старается, прилежно учится, а проблема чтения не уходит, а наоборот, переходит в фобию и отвращение ко всей учёбе. Как же быть родителям и учителям в таком случае?

Что такое дислексия?

При дислексии ребёнок постоянно испытывает трудности с чтением. Даже одно слово, которое он не знает, способно разрушить для него смысл текста в целом. На восприятие текста ему требуется значительно больше времени, чем другим детям. Часто такие дети имеют нарушения не только способности читать (дислексия), но и способности правильно писать (дисграфия).

Уже с дошкольного возраста дислексию можно опознать, если ребёнок:

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

делает повторяющиеся ошибки в произношении и на письме;

  • меняет буквенный порядок при чтении;
  • имеет проблемы с распознаванием букв и плохо сопоставляет их со звуками;
  • плохо понимает шутки, основанные на игре слов и иронии;
  • с трудом осваивает иностранные языки;
  • испытывает беспокойство при заданиях, связанных с чтением или письмом.

Также дети с дислексией нередко проявляют дезориентацию в пространстве, имеют трудности с восприятием информации, нарушения координации. Нередко проявляется и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Причины и виды дислексии

Как правило, дислексия вызвана нарушениями в работе определённых участков головного мозга. Часто она передаётся по наследству.

Выделяют несколько видов дислексии:

  • Фонематическая дислексия – смешение похожих звуков (например, б-п, д-т, ц-с, ж-ш).
  • Семантическая дислексия (механическое чтение) – когда ребёнок может читать, но не понимает смысла прочитанного.
Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки
  • Аграмматическая дислексия – проблемы с согласованием частей речи, например, ребёнок говорит «красивый кошка», «высокая тополь» и т.п.
  • Оптическая дислексия – дети путают похожие по написанию буквы.
  • Мнестическая дислексия – когда ребенок не может запомнить связь между обозначением буквы и её звуком.

Как учить детей с дислексией?

Как родителям, так и самому ребёнку важно понимать: дислексия – не болезнь, а дислектик – не умственно отсталый. Он такой же обычный и развитый ребёнок, как и все дети. И, как и у каждого ребёнка, у него тоже есть свои особенности при обучении, которые важно учитывать. Чем раньше заняться устранением дислексии, тем больше вероятность, что она уйдёт и не будет мешать ребёнку в дальнейшем.

Ранняя диагностика дислексии существенно упростит обучение ребёнка чтению и письму. По назначению могут быть выписаны психофармацевтические препараты. Но в большинстве случаев достаточно своевременного обращения к логопеду и психологу.

Логопед сможет продиагностировать ребёнка и начнёт с ним занятия. Важно, чтобы они были регулярными и в тесном контакте с родителями, которые могут выполнять со своими детьми какие-то упражнения в качестве домашнего задания. А помощь психолога поможет избежать проблем демотивации, низкой самооценки ребёнка, отвращения к школе и обучению в целом.

Чем ещё могут помочь ребёнку школьные учителя и сами родители?

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Они могут:

  • Давать простые текстовые инструкции, по возможности с рисунками. Предоставить визуальные способы запоминания информации – комиксы, книги с картинками, газеты и журналы с фотографиями.
  • Давать короткие задания (или задания, разделённые на несколько упражнений) и дополнительное время при выполнении заданий, чтении, письме.
  • Упрощать записи, чтобы ребёнок больше слушал. Желательно использовать крупные буквы на доске и в тетради.
  • Использовать аудиокниги.
  • Обучать различным способам написания ответов на вопросы и задания.
  • Ежедневно проверять домашние задания, правописание и грамматику.
  • Разучивать рифмы и песни для развития памяти.
  • Читать сказки или другие книжки вслух, особенно если текст сложный

Дислексия = одарённость?

Среди известных людей много дислектиков: Владимир Маяковский, Фёдор Бондарчук, Кира Найтли, Том Круз, Генри Форд, Уолт Дисней... На них можно равняться, ведь они преодолели дислексию и обратились к своим сильным сторонам!

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Такие люди мыслят не словами, а образами, не частями, а выстраивая полную картину происходящего. Они способны к неординарному решению проблем, и у них сильно развито воображение и интуиция. В результате у таких детей интеллектуальный уровень зачастую не только не ниже, но выше среднего. Это творческие и незаурядные личности.

Поэтому, если ваш ребёнок - дислектик, не огорчайтесь. Возможно, он положит начало чему-то новому, захватывающему, что останется в истории спустя многие поколения!

Если вам понравилась наша статья, ставьте лайк! А в комментариях можете предложить темы, о которых вам хотелось бы почитать на нашем канале.