Проблемы с чтением бывают у многих детей дошкольного и младшего школьного возраста. Большинство успешно их преодолевает, и с чтением сложностей уже не возникает. Но бывает, что ребёнок старается, прилежно учится, а проблема чтения не уходит, а наоборот, переходит в фобию и отвращение ко всей учёбе. Как же быть родителям и учителям в таком случае?
Что такое дислексия?
При дислексии ребёнок постоянно испытывает трудности с чтением. Даже одно слово, которое он не знает, способно разрушить для него смысл текста в целом. На восприятие текста ему требуется значительно больше времени, чем другим детям. Часто такие дети имеют нарушения не только способности читать (дислексия), но и способности правильно писать (дисграфия).
Уже с дошкольного возраста дислексию можно опознать, если ребёнок:
- читает или пишет слова задом наперёд;
- испытывает трудности с чтением даже простых и давно знакомых слов;
- пропускает отдельные слова или места в тексте;
- поздно начинает говорить и с трудом учит новую лексику;
делает повторяющиеся ошибки в произношении и на письме;
- меняет буквенный порядок при чтении;
- имеет проблемы с распознаванием букв и плохо сопоставляет их со звуками;
- плохо понимает шутки, основанные на игре слов и иронии;
- с трудом осваивает иностранные языки;
- испытывает беспокойство при заданиях, связанных с чтением или письмом.
Также дети с дислексией нередко проявляют дезориентацию в пространстве, имеют трудности с восприятием информации, нарушения координации. Нередко проявляется и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Причины и виды дислексии
Как правило, дислексия вызвана нарушениями в работе определённых участков головного мозга. Часто она передаётся по наследству.
Выделяют несколько видов дислексии:
- Фонематическая дислексия – смешение похожих звуков (например, б-п, д-т, ц-с, ж-ш).
- Семантическая дислексия (механическое чтение) – когда ребёнок может читать, но не понимает смысла прочитанного.
- Аграмматическая дислексия – проблемы с согласованием частей речи, например, ребёнок говорит «красивый кошка», «высокая тополь» и т.п.
- Оптическая дислексия – дети путают похожие по написанию буквы.
- Мнестическая дислексия – когда ребенок не может запомнить связь между обозначением буквы и её звуком.
Как учить детей с дислексией?
Как родителям, так и самому ребёнку важно понимать: дислексия – не болезнь, а дислектик – не умственно отсталый. Он такой же обычный и развитый ребёнок, как и все дети. И, как и у каждого ребёнка, у него тоже есть свои особенности при обучении, которые важно учитывать. Чем раньше заняться устранением дислексии, тем больше вероятность, что она уйдёт и не будет мешать ребёнку в дальнейшем.
Ранняя диагностика дислексии существенно упростит обучение ребёнка чтению и письму. По назначению могут быть выписаны психофармацевтические препараты. Но в большинстве случаев достаточно своевременного обращения к логопеду и психологу.
Логопед сможет продиагностировать ребёнка и начнёт с ним занятия. Важно, чтобы они были регулярными и в тесном контакте с родителями, которые могут выполнять со своими детьми какие-то упражнения в качестве домашнего задания. А помощь психолога поможет избежать проблем демотивации, низкой самооценки ребёнка, отвращения к школе и обучению в целом.
Чем ещё могут помочь ребёнку школьные учителя и сами родители?
Они могут:
- Давать простые текстовые инструкции, по возможности с рисунками. Предоставить визуальные способы запоминания информации – комиксы, книги с картинками, газеты и журналы с фотографиями.
- Давать короткие задания (или задания, разделённые на несколько упражнений) и дополнительное время при выполнении заданий, чтении, письме.
- Упрощать записи, чтобы ребёнок больше слушал. Желательно использовать крупные буквы на доске и в тетради.
- Использовать аудиокниги.
- Обучать различным способам написания ответов на вопросы и задания.
- Ежедневно проверять домашние задания, правописание и грамматику.
- Разучивать рифмы и песни для развития памяти.
- Читать сказки или другие книжки вслух, особенно если текст сложный
Дислексия = одарённость?
Среди известных людей много дислектиков: Владимир Маяковский, Фёдор Бондарчук, Кира Найтли, Том Круз, Генри Форд, Уолт Дисней... На них можно равняться, ведь они преодолели дислексию и обратились к своим сильным сторонам!
Такие люди мыслят не словами, а образами, не частями, а выстраивая полную картину происходящего. Они способны к неординарному решению проблем, и у них сильно развито воображение и интуиция. В результате у таких детей интеллектуальный уровень зачастую не только не ниже, но выше среднего. Это творческие и незаурядные личности.
Поэтому, если ваш ребёнок - дислектик, не огорчайтесь. Возможно, он положит начало чему-то новому, захватывающему, что останется в истории спустя многие поколения!
Если вам понравилась наша статья, ставьте лайк! А в комментариях можете предложить темы, о которых вам хотелось бы почитать на нашем канале.