Детская память поистине поразительна. Как часто мы удивляемся её способности впитывать в себя как губка всю информацию об окружающем мире! И в то же время беспомощно разводим руками, когда такой сообразительный, молниеносно схватывающий всё ребёнок не может запомнить самые простые правила из обязательной школьной программы.
В чём же тут дело? Как устроена память детей и вообще память человека? И самое главное, какие приёмы запоминания будут эффективными для обучения ребёнка в школе?
Память: как она устроена?
Вся получаемая информация запоминается и хранится благодаря работе клеток нашего мозга. В мозге нет какой-то одной зоны, отвечающей за память. Запоминание – это процесс взаимодействия всех нервных клеток друг с другом, их активация и работа. Поэтому не может быть какого-то одного универсального приёма запоминания: даже одна и та же информация в мозге от раза к разу может передаваться по разным каналам, и траектория её передачи индивидуальна для каждого человека.
В зависимости от конкретных механизмов запоминания существуют разные виды памяти:
- Кратковременная и долговременная. Кратковременная сохраняется в течение нескольких минут или даже целого дня. Мозг обрабатывает кратковременную память и часть из неё может перенести в долговременную.
- Ассоциативная и неассоциативная. Ассоциативная память строится на появлении новых связей между нейронами. Мозг формирует её только под влиянием положительных эмоций. Неассоциативная память возникает и без положительного подкрепления эмоциями.
- Произвольная и непроизвольная. У детей преобладает непроизвольный вид памяти. Это что называется «само запомнилось». То есть ребёнок запоминает без сознательно поставленной цели и только то, что ему интересно. И уже позже при обучении в школе формируется память произвольная, то есть когда мы запоминаем осознанно то, что надо запомнить, даже если пользы для себя от этого не видим: правила, формулы, теоремы…
- Рабочая память. Этот тип памяти сродни оперативной памяти компьютера. Она учитывает информацию, получаемую от всех органов чувств, а также информацию от долговременной памяти.
Методы тренировки памяти у детей
Так как же помочь ребёнку запоминать и вспоминать в нужное время? Для этого существуют разные мнемические приёмы, то есть приёмы запоминания:
- Если дети преимущественно запоминают интересную для себя информацию, значит, надо вызывать и поддерживать у них постоянный интерес к учёбе. Детям важны эмоции, поэтому вовлекайте их эмоционально. Для этого лучше отойти от принятой в школе «зубрёжки» и, например, вовлечь ребёнка в игру на основе нового материала, попросить высказать его отношение к изучаемому. Чтобы пробудить интерес к повторяемому материалу, сочетайте его с новым. Детский мозг очень любопытен, он всегда интересуется новой информацией. Кроме того, лучше запоминается новый материал, основанный на старом. Так новая информация должна содержать около 30% уже известной.
- Для тренировки произвольной памяти важна мотивация. Учите детей ставить цели для запоминания. Цели могут быть позитивными, например, выучить, чтобы заслужить похвалу, получить конфету или написать контрольную, или наоборот, чтобы избежать угрозы: плохой оценки или наказания.
- Поощряйте активность ребёнка при заучивании. Многие дети склонны к пассивному слушанию, и у них подсознательно идёт установка на краткосрочное запоминание. Задавайте ребёнку вопросы, требуйте от него логически размышлять, а не просто запоминать механически. Например, покажите ребёнку мультфильм или прочтите книжку, а потом попросите пересказать ровно столько, сколько он запомнил. Эффективное запоминание должно строиться в форме диалога с ребёнком, а не в форме монолога учителя.
- Давая ребёнку большой объём информации, учите его вычленять главное и создавать мнемические опоры для запоминания. Можно выделить главные мысли из текста, сгруппировать их, сделать на их основе план и сжатый рассказ по содержанию.
- Учитывайте, что лучше запоминаются незаконченные действия. Не требуйте от ребёнка выполнять домашнее задание от и до. Например, ребёнок сначала может прочитать учебник по одному предмету, затем, выполнить письменную работу по другому, а потом снова вернуться к учебнику. В качестве проверки спросите, что ему запомнилось из прочитанного. Может оказаться, что он запомнил на удивление многое.
- Следите за состоянием и самочувствием ребёнка и грамотно распределяйте его нагрузку в течение дня. Дисциплинам, которые требуют наибольшей нагрузки на память, лучше уделить время в первой половине дня. Поздно вечером не стоить учить стихи и заучивать новые иностранные слова. Правильнее будет заняться повторением.
Подведём итог
Память – это мощный инструмент нашего мышления, и очень важно с самого начала научить ребёнка правильно и максимально эффективно его использовать. Тренировки по улучшению памяти принесут свои плоды и во взрослой жизни и станут прочным фундаментом чёткого и ясного мышления. И конечно, самое главное, к чему стоит сызмала готовить ребёнка – вычленять нужное для запоминания в огромном потоке информации, который несёт современный мир.