Найти тему
Adept. Образование

Тренируем память: как учить ребёнка, который ничего не помнит?

Оглавление
Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Детская память поистине поразительна. Как часто мы удивляемся её способности впитывать в себя как губка всю информацию об окружающем мире! И в то же время беспомощно разводим руками, когда такой сообразительный, молниеносно схватывающий всё ребёнок не может запомнить самые простые правила из обязательной школьной программы.

В чём же тут дело? Как устроена память детей и вообще память человека? И самое главное, какие приёмы запоминания будут эффективными для обучения ребёнка в школе?

Память: как она устроена?

Вся получаемая информация запоминается и хранится благодаря работе клеток нашего мозга. В мозге нет какой-то одной зоны, отвечающей за память. Запоминание – это процесс взаимодействия всех нервных клеток друг с другом, их активация и работа. Поэтому не может быть какого-то одного универсального приёма запоминания: даже одна и та же информация в мозге от раза к разу может передаваться по разным каналам, и траектория её передачи индивидуальна для каждого человека.

В зависимости от конкретных механизмов запоминания существуют разные виды памяти:

  • Кратковременная и долговременная. Кратковременная сохраняется в течение нескольких минут или даже целого дня. Мозг обрабатывает кратковременную память и часть из неё может перенести в долговременную.
  • Ассоциативная и неассоциативная. Ассоциативная память строится на появлении новых связей между нейронами. Мозг формирует её только под влиянием положительных эмоций. Неассоциативная память возникает и без положительного подкрепления эмоциями.
Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки
  • Произвольная и непроизвольная. У детей преобладает непроизвольный вид памяти. Это что называется «само запомнилось». То есть ребёнок запоминает без сознательно поставленной цели и только то, что ему интересно. И уже позже при обучении в школе формируется память произвольная, то есть когда мы запоминаем осознанно то, что надо запомнить, даже если пользы для себя от этого не видим: правила, формулы, теоремы…
  • Рабочая память. Этот тип памяти сродни оперативной памяти компьютера. Она учитывает информацию, получаемую от всех органов чувств, а также информацию от долговременной памяти.

Методы тренировки памяти у детей

Так как же помочь ребёнку запоминать и вспоминать в нужное время? Для этого существуют разные мнемические приёмы, то есть приёмы запоминания:

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки
  • Поощряйте активность ребёнка при заучивании. Многие дети склонны к пассивному слушанию, и у них подсознательно идёт установка на краткосрочное запоминание. Задавайте ребёнку вопросы, требуйте от него логически размышлять, а не просто запоминать механически. Например, покажите ребёнку мультфильм или прочтите книжку, а потом попросите пересказать ровно столько, сколько он запомнил. Эффективное запоминание должно строиться в форме диалога с ребёнком, а не в форме монолога учителя.
  • Давая ребёнку большой объём информации, учите его вычленять главное и создавать мнемические опоры для запоминания. Можно выделить главные мысли из текста, сгруппировать их, сделать на их основе план и сжатый рассказ по содержанию.
  • Учитывайте, что лучше запоминаются незаконченные действия. Не требуйте от ребёнка выполнять домашнее задание от и до. Например, ребёнок сначала может прочитать учебник по одному предмету, затем, выполнить письменную работу по другому, а потом снова вернуться к учебнику. В качестве проверки спросите, что ему запомнилось из прочитанного. Может оказаться, что он запомнил на удивление многое.
  • Следите за состоянием и самочувствием ребёнка и грамотно распределяйте его нагрузку в течение дня. Дисциплинам, которые требуют наибольшей нагрузки на память, лучше уделить время в первой половине дня. Поздно вечером не стоить учить стихи и заучивать новые иностранные слова. Правильнее будет заняться повторением.

Подведём итог

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Память – это мощный инструмент нашего мышления, и очень важно с самого начала научить ребёнка правильно и максимально эффективно его использовать. Тренировки по улучшению памяти принесут свои плоды и во взрослой жизни и станут прочным фундаментом чёткого и ясного мышления. И конечно, самое главное, к чему стоит сызмала готовить ребёнка – вычленять нужное для запоминания в огромном потоке информации, который несёт современный мир.