Найти тему
Не по Фрейду

Про зону развития

Все знают про зону комфорта. И про то, что нужно себя из нее непременно выгонять. Действительно, развитие происходит только вне нее. Но если развитие снаружи, и у нас, как я писала недавно, есть врожденная потребность развиваться, то почему же нам так сложно себя из этой зоны выгонять?

Потому, что в нашем представлении, мы либо в зоне комфорта, либо в зоне ПИПЕЦ_КАКОГО_ДИСКОМФОРТА_ГДЕ_АЦЦКИ_СТРЕССОВО_НУ_ЕГО_НАФИГ_ТАКОЕ_РАЗВИТИЕ_Я_ЛУЧШЕ_ТУТ_ПОСИЖУ.

Но на самом деле зон не две, а три! Не ожидали? И между вот этим первым уютным болотцем и вторым местом, которое в психологии весьма закономерно называют Зоной паники, есть… барабанная дробьЗОНА РОСТА!

Это та область, где вы встречаетесь с новыми условиями и задачами, что естественным образом повышает ваш уровень стресса, но при этом это не так далеко от комфортной зоны и вы в состоянии справляться с нагрузкой без угрозы быстро обессилеть и потонуть.

-2

Когда вы в ней, у вас хорошая мотивация и хорошая производительность. Что может быть ее минусом? То, что ваша цель скорее всего не в ней, а далеко-далеко на территории зоны паники. Именно поэтому никто в ней не задерживается и либо сидит и трусит в зоне комфорта (не надо так!), либо очертя голову бросается в омут зоны паники (Тоже не стоит!).

Я все же советую не пренебрегать зоной роста. Ведь, находясь в ней какое-то время, она станет вашей зоной комфорта, а часть зоны паники войдет в территорию зоны роста. И так, планомерно вы дойдете до того, что ваша заоблачная цель тоже окажется уже в зоне роста и до нее будет уже рукой подать.

...На мой взгляд, это постепенное завоевание зоны паники похоже на фундаментальное понятие педагогики про Зону ближайшего развития, которое ввел Выготский.

Ее суть в том, что, если ребенку давать задания, которые ему по плечу, он будет развиваться достаточно медленно. Потому что в зоне комфорта, ага. Если давать ему задачи, которые сильно превосходят его возможности, он тоже будет развиваться медленно. Зона паники, привет! А вот если предлагать ему сделать что-то сложнее того, к чему он привык и помогать ему справиться, а затем давать возможность делать это самому, будучи готовым помочь, если попросит, то развиваться он будет гораздо быстрее. То есть наша задача – обеспечивать детям зону роста, которая постепенно станет ареалом, где они прекрасно справляются без нас.

И себе нам тоже надо помогать – разбивать свой путь к цели на вереницу микроцелей, которые мы в состоянии сделать без риска надорвать себе пупок, реально или метафорически и идти шаг за шагом, постепенно расширяя свою зону роста до нужного размера.

____________________________________

Ну и как обычно, напоминаю, что провожу психологические консультации через видеозвонки (40 /час) и очно в Амстердаме (60 /час). Подробнее обо мне  тут . Если вы заинтересовались, пишите на почту  nepofreidu@yandex.ru .