Найти тему

Саяно-Шушенская ГЭС.

Посещение самой крупной ГЭС в стране вполне реально своими силами и единственное что для этого нужно (если вы находитесь в Абакане) — потратить день. Но у меня он и был запланирован.

Настоящая рукотворная красота, сравнимая с Колизеем.

Сначала нужно доехать до Саяногорска.

-2

Любопытно, что поселки при двух ГЭС – маленькой Майнской (пос. Майна) и большой Саяно-Шушенской (пос. Черемушки) – тоже отдаленными районами Саяногорска. А Черемушки в 34 километрах, например. Ходит туда автобус №4 и его можно выловить рядом с автовокзалом, как раз поднявшись на улицу 30-летия КГЭССтроя.

Всю дорогу от Саяногорска до Черемушек в то время серьезно ремонтировали, клали новые мосты и, поэтому, езда на автобусе растянулась почти на час. По дороге вдоль Енисея (очень красивой) проехали поселок Майна с небольшой Майнской ГЭС, которая построена специально для регулирования стока гигантской СШГЭС.

Ну вот и Черемушки. Они почти все прячутся в зелени.

-3

Даже Вознесенский храм есть, как видите. А над храмом что Высоковольтная линия от СШГЭС, что же еще.

-4

Весь поселок вытянут узкой полосой вдоль реки и буквально карабкается на горы. Вот мост на тот берег Енисея (получается уже в Красноярский край).

-5

Остался последний и самый забавный транспортный этап. От поселка Черемушки до ГЭС ходит специальный рабочий трамвай (!). Ну бывает рабочий поезд, бывает рабочий автобус... Но трамвай? Только Новополоцк вспоминается.

Когда-то, еще при строительстве ГЭС, тут проходила железная дорога, которая после окончания строительства осталась уже в качестве трамвайного пути на 4-х километровом финальном участке (говорят, что об этом попросили сами рабочие).

Маршрут, естественно, один — от Второй террасы до ГЭС – и ходит он по расписанию (раз в час). В пиковые часы ходят один за другим два вагона.

Спустимся к остановке.

-6

8. Путь вообще-то подзарос.

-7

Ну вот, идет наконец.

-8

На линии работали в этот день вагоны №5 и №6. Кабины у них с двух сторон ибо кругов не предусмотрено.

Задняя кабина.

-9

Расписание движения.

-10

Обратите внимание, кем подписан документ. Трамвай является частью служб самой ГЭС и поэтому бесплатен. Хоть весь день катайся.

Чисто.

-11

За одну остановку до ГЭС есть смотровая площадка. Здесь и выйдем.

-12

Трамвай пошел дальше, к самой проходной. Оцените размер трамвая и размер сооружений электростанции.

-13

Вот он, парадный вид Саяно-Шушенской гидроэлектростанции им. Непорожнего, крупнейшего предприятия в нашей стране по выработке электроэнергии.

-14

Фото со строительства СШГЭС (очень дельная ссылка, как и весь журнал).
http://gelio-nsk.livejournal.com/60140.html

Песня «Города на память» с кадрами стройки.
http://www.youtube.com/watch?v=A_LFOu-Pbwk

Осмотрим с помощью зума всякие мелочи и частности.

Это машинный зал. Под этим легкомысленным навесом стоят десять гидроагрегатов, то есть таких гигантских колес, вращаемых водой. Вот эти бетонные выступы — это водоподводы к ним.

-15

Во время аварии 17 августа 2009 года машзал был наиболее разрушен. Многотонные турбины потоками воды просто вырвало с мест.

Заимствованное фото разрушений.

http://forums.drom.ru/attachment.php?attachmentid=607220&stc=1&d=1250536013
http://forums.drom.ru/attachment.php?attachmentid=607220&stc=1&d=1250536013
http://i2.guns.ru/forums/icons/forum_pictures/002437/2437888.jpg
http://i2.guns.ru/forums/icons/forum_pictures/002437/2437888.jpg

Вот в этом, скромном на фоне самой плотины помещении, сосредоточено управление и директорат. Видна и часовня в память о 75 жертвах. Часовню построить конечно легче, чем заботиться о неповторении подобных аварий.

-18

Она не была единственной – на этапе строительства, в паводки 1979 и 1988 года, тоже происходили крупные техногенные аварии. Но жертв тогда не было.

Водосброс. Его открывают во время паводка и вода хлещет громадными струями со стометровой высоты. Жалко, не застал это зрелище.

-19

Вот эта труба внизу — это специальная точка топографической привязки при строительстве. Поскольку плотина строилась по неординарной конструкционной схеме (полукругом) то нужен был реальный ориентир (центр воображаемого радиуса) от которого и отталкивались строители.

-20

Кран. Потрясающие виды наверно из его кабины.

-21

По этим мачтам поступают в единую энергосистему основные мощности станции.

-22

Практически отвесная скальная стена поднимается в десятке метров от реки.

-23

Дикая вершина с парящими орлами :)

-24

На смотровой площадке есть даже сувенирный киоск, поскольку место посещаемое.

-25

Памятник строителям (2008 г.)

-26

Согласно информации местных ценителей данной скульптуры, вот в этом комке надо обнаружить 13 рыб иначе счастья не видать :).

-27

В художественных достоинствах я разбираюсь мало, но это реализм.

-28

На противоположном берегу строят нечто циклопическое, а именно предусмотренный еще советским проектом аварийный водосброс. Уже 20 лет, как нет СССР, а водосброс все достраивается.

-29

Там неординарный проект, вода сначала протекает по тоннелю под скалой, а уже потом стекает вот по этому ковшу.

-30

Техника на фоне этого выглядит игрушками.

-31

Противоположный берег. Почти никого...

-32

Да и на этом тоже...

-33

Бросим последний взгляд на рукотворные чудеса.

-34

На берег Енисея.

-35

Трамвай уже выехал.

-36

Пора.