Сфера грузоперевозок переживает не лучшие времена. Способствует этому и рост издержек в последние годы: повышение цен на топливо, возросшая стоимость запчастей из-за падения рубля, введение дополнительных поборов со стороны государства.
В одной из прошлых статей мы уже разбирали, как некоторые перевозчики экономят на всём подряд в ущерб качеству перевозок.
Попробуем разобраться, на чём в грузоперевозках можно экономить без ущерба качеству оказываемых услуг.
1. Топливо
Первое и самое главное направление для экономии — это топливо. Однако суть экономии на топливе ни в коем случае не заключается в том, чтобы искать самую дешёвую соляру — этого мы вам не советуем! Низкокачественным топливом можно попросту «убить» двигатель.
На чём же можно экономить? На расходе топлива. Его можно постараться уменьшить. Каким образом?
1.1. Учёт спецификации машины. Например, у Scania есть система Fleet Management System, сокращенно FMS. Она анализирует расход топлива и сопоставляет его с характеристиками грузовика. Система способна подсказать владельцу транспортного средства о направлениях оптимизации и даже подобрать оптимальную комплектацию тягача (кабина, резина и т.д.)
1.2. Использование современной топливной системы. К снижению расхода топлива также приведёт использование двигателя с топливной системой высокого давления (XPI). Экономия составит 1-2 литра топлива на 100 км, если сравнивать с мотором с топливной PDE с обычными насос-форсунками.
1.3. Правильное вождение. Универсальных правил вождения для максимального экономичого хода не существует. Всё зависит от конкретной модели тягача. Даже у одного производителя две машины могут различаться кардинально. Поэтому водителю следует приспосабливаться к конкретной модели тягача и по-максимуму использовать возможности, которые он предоставляет. Например, у Scania есть специальные обучающие курсы для водителей. Даже однодневный курс позволяет водителям научиться снижать расход топлива на 5-14%.
1.4. Переход на газомоторные тягачи. Такие машины, при нынешних ценах на топливо, позволят экономить 7-9 рублей с каждого километра пробега. При пробеге 100 000 км за год, эта технология поможет сберечь около 800 000 руб. Однако переход на газомоторные машины сдерживает недостаточная инфраструктура, а именно малое количество газозаправочных станций. При том, что запаз хода от заправки до заправки всего 500 км, это действительно является существенным минусом. Но постепенно количество газозаправочных станций растёт, а значит, есть основания полагать, что газомоторные тягачи будут набирать популярность.
2. Техническое обсуживание
Грузовой транспорт необходимо постоянно обслуживать и содержать в хорошем состоянии. А с учётом того, что эксплуатируется он весьма интенсивно, техобслуживание может встать в копеечку.
Однако можно сэкономить за счёт продуманного ТО. Например, Scania разработала специальную программу гибкого техобслуживания — Scania FLEX. Она позволяет обслуживать машину именно в том объеме, в каком это необходимо. Именно в то время, когда необходимо сделать ТО. Как было раньше: брали за основу среднестатистический автомобиль и выбирали межсервисный интервал, исходя из данных о его эксплуатации в течение года. В результате одна машина оказывалась недообслужена, вторая — переобслужена.
Сейчас подход поменялся, все тот же коммуникатор С-300 снимает данные с каждой машины — около 17 параметров. Система Scania FMS отслеживает, в частности, холостой ход, среднюю скорость, температуру окружающего воздуха, и, соединяя эти параметры воедино, может точно определить межсервисный интервал, оптимальный для каждого конкретного грузовика.
При этом график ТО напрямую зависит от того, как водитель ведет машину. Если он управляет правильно, экономично и эффективно, значит, межсервисный интервал будет больше. А если ведет машину небрежно, перегружает, то интервал сокращается, о чем система FMS сообщит водителю и менеджеру.
Вывод
Экономить без ущерба качеству сложно, но всё-таки можно. И основными направлениями для этого являются снижение расхода топлива, переход на газомоторные тягачи и оптимизация техобслуживания.