По мнению Редакции, наиболее важное изменение предлагаемое для внесения в Конституцию касается способа формирования Правительства Российской Федерации. Но так ли сильно все поменяется на самом деле? Давайте посмотрим подробнее.
Если без хвалебных фраз в адрес Парламента, то в Послании относительно порядка формирования Правительства было сказано примерно следующее:
Предлагаю изменить этот порядок и доверить Государственной Думе не просто согласование, а утверждение кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации, а затем по его представлению - по представлению Председателя Правительства - всех вице-премьеров и федеральных министров. При этом Президент будет обязан назначить их на должность, то есть будет не вправе отклонить утверждённые парламентом кандидатуры соответствующих должностных лиц.
При этом, уважаемые коллеги, хочу подчеркнуть следующее, при этом убеждён, что наша страна с её огромной территорией, сложным национально-территориальным устройством, многообразием культурно-исторических традиций не может нормально развиваться, я скажу больше, просто существовать стабильно в форме парламентской республики.
Россия должна оставаться сильной президентской республикой. Поэтому за президентом, безусловно, должно сохраняться право определять задачи и приоритеты деятельности Правительства, как и право отстранять от должности Председателя Правительства, его замов и федеральных министров в случае ненадлежащего исполнения обязанностей или в связи с утратой доверия. Также за президентом должно оставаться прямое руководство Вооружёнными Силами и всей правоохранительной системой. Но и в этом случае считаю необходимым сделать ещё один шаг для обеспечения большего баланса между ветвями власти.
- Из текста послания Федеральному собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года, опубликовано на официальном сайте Президента России.
Итак, что же все-таки было предложено? Насколько действительны эти изменения и насколько они парламентарны как кажется?
По предложению Президента Государственная Дума - нижняя палата Парламента получает право фактически формировать Правительство Российской Федерации. Но, дорогой читатель, здесь важно отметить три, крайне существенных но.
1. Да, Государственная Дума получила право утверждать Председателя Правительства, однако, нынешний порядок, содержащийся в ст. 111 Конституции предполагает наличие давления на саму Государственную Думу в процессе согласования кандидатуры Председателя Правительства.
И главный, по нашему мнению, вопрос в этом процессе назначения на должность не в том, кто утверждает, а кто ПРЕДСТАВЛЯЕТ кандидатуру на пост Председателя Правительства. Рассмотрим текущее положение дел подробнее.
Так, в статье 111 Конституции указано, что
Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.
Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.
После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
- Из текста послания Федеральному собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года, опубликовано на официальном сайте Президента России.
Соответственно, что мы имеем на данный момент? Президент предлагает кандидатуру на должность Председателя Правительства Думе ---> Дума голосует по данной кандидатуре -----> Если три раза кандидатура отклоняется то Государственная Дума должна быть распущена, назначены выборы, а Президент сам назначает Председателя Правительства.
Получается, что изменив в данной норме орган, который утверждает данную кандидатуру, выбор собственно самого кандидата остается за Президентом, а над Государственной Думой висит дамоклов меч потенциального роспуска в случае если ей не будет утверждена (сейчас пока что согласована) предложенная кандидатура.
Мы предполагаем, что изменение коснется вопроса лишь того от чьего имени будет назначен Председатель, вместо Президента будет Дума.
Получается, что де-факто ничего не изменится, так как от устоявшегося механизма угрозы роспуска вряд ли откажутся, либо каким-то образом его модифицируют, потому что споры по формированию Правительства не должны оставить надолго страну без этого самого Правительства. И депутаты рисковать собственным местом ради того, чтобы протолкнуть какого-то своего кандидата вряд ли будут, в том время как Президент вполне законно может предлагать одно и то же лицо на пост Председателя Правительства все три раза. Так бывало уже при деятельности незабвенного Бориса Николаевича.
Таким образом, данная мера нам кажется более популистской, нежели необходимой и эффективной.
2. Второе существенное но, касается того факта, что и в отношении заместителей председателя, и федеральных министров Дума получает лишь право утверждения в должности. Речи о какой-либо подотчетности министров Думе, а тем более вопросах снятия с должности не идет и идти не будет. В оглашенных изменениях пока что ни слова не прозвучало о праве Думы на проведение парламентских комиссий по факту деятельности назначенного министра или применения к нему мер хотя бы дисциплинарного взыскания.
Где выговор с занесением в личное дело министру? Да что там, даже нет речи о принятии Думой рекомендаций Президенту отстранить того или иного министра. Получается, что ответственность за формирование Правительства ложится на Думу, однако, какой-либо контроль за их деятельностью Думе не переходит. Спрашивается, зачем тогда слагаемые менять местами? Ничего кроме попытки прикрыть фактическое усиление роли главы государства за этим не прослеживается.
3. И наконец третье но. Опять же, в условиях непропорционального большинства в парламента за лояльной президенту партией все эти изменения сводятся на нет этим самым большинством. Любые лица, угодные Президенту будут назначены на свои должности. И в этом нет ничего предосудительного - это обычная политика и практика, в том числе, зарубежная. Просто потому что большинство всегда правее.
Таким образом, предлагаемые на данный момент изменения по утверждению кандидатур Председателя и членов Правительства сами по себе никакой полезной нагрузки не несут, а значит, по большому счету, не так уж и необходимы, ввиду неразвитости института парламентского контроля. И никакие слова о "зрелости" и "готовности" парламентариев остаются лишь словами.
Более того, интересен вопрос что будет с Правительством Мишустина, если изменения будут внесены в Конституцию. Уйдет ли он в отставку, чтобы быть назначенным по "новой схеме" или с ним предполагается провернуть схему как с и.о. губернатора региона? Назначить за полгода до выборов и.о., который "поработав" и "показав себя" легализуется и потихоньку осядет на месте. Поживем, увидим...
Редактор
_____________________________
Данная статья является продолжением нашего цикла, посвященного готовящимся изменениям основных положений Конституции. Для составления общего впечатления предлагаем ознакомиться со всем циклом, а также иными статьями по ссылке. Обязательно ставьте лайки и подписывайтесь на канал. ☝
Переходите также по ----> ссылке <---, чтобы пройти простой опрос на тему изменений в Конституции. Вопрос анонимный и добровольный, все права защищены.