Появлению новых проектов самоходных артиллерийских установок поспособствовал анализ захваченных трофеев и найденной немецкой документации по тематике самоходной артиллерии. На заключительном этапе войны в Европе немецкие инженеры прорабатывали различные варианты САУ полуоткрытой компоновки и даже успели получить некоторые результаты. Советские военные заинтересовались такой концепцией и инициировали разработку собственных аналогичных проектов. Соответствующие указания появились в середине 1946 года.
В августе того же года ОКБ-3 предприятия «Уралмашзавод» (г. Свердловск) представил два предварительных проекта перспективных САУ полуоткрытой компоновки. Они получили одобрение военных и были рекомендованы к дальнейшему развитию. Проработка различных вопросов и изучение новых концепций продолжалась около двух лет, после чего министерство обороны инициировало полноценную разработку нескольких перспективных проектов разного назначения.
В соответствии с постановлением Совета министров от 22 июня 1948 года, специалисты «Уралмашзавода» при помощи смежных предприятий должны были разработать и довести до испытаний сразу три образца самоходной артиллерии. Требовалось создать одну машину, вооруженную 100-мм пушкой, и два носителя 152-мм орудий, один из которых планировалось оснастить гаубицей. Такой проект получил рабочее обозначение «Объект 108». Впоследствии машину обозначили как СУ-152Г. Для упрощения разработки и строительства было решено использовать в трех проектах общее унифицированное шасси.
Характерной особенностью трех новых проектов САУ было использование общего шасси. Требования к проекту «Объект 108» позволили использовать корпус и шасси базовой самоходки «Объект 105» / СУ-100П, не внося в его конструкцию серьезные изменения. Фактически шасси двух боевых машин отличались только оснащением боевого отделения, тогда как все прочие агрегаты были одинаковыми для обоих проектов.
Лобовая часть корпуса имела клиновидный профиль, образованный наклонными бронелистами. Позади крупного верхнего листа имелась крыша с люком водителя. Слева от нее находился кожух силового отделения, отличавшийся незначительно увеличенной высотой. Корпус имел вертикальные борта ограниченной высоты. В качестве бортов боевого отделения использовались откидные броневые листы увеличенной высоты. Корма корпуса образовывалась наклонным прямоугольным листом сравнительно большой высоты.
В средней части корпуса, рядом с передней стенкой боевого отделения, размещалась универсальная тумба для монтажа орудийной установки. «Объект 108» получил артиллерийскую часть, оснащенную 152-мм гаубицей, что сказалось на ее конструкции. Механизмы монтажа орудия позволяли обстреливать цели в пределах горизонтального сектора шириной 143° с углами возвышения от -5° до +41°. Орудие комплектовалось гидропневматическими противооткатными устройствами. Часть деталей этой системы, выступавшая за пределы лобового листа щитового прикрытия, закрывалась собственным броневым кожухом сложной формы.
Самоходку вооружили гаубицей Д-50/Д-1 калибром 152 мм со стволом длиной 28 калибров. Это орудие представляло собой доработанный вариант гаубицы Д-1, изначально выполнявшейся в буксируемой конфигурации. Модернизированное орудие оснащалось двухкамерным дульным тормозом, вертикальным полуавтоматическим клиновым затвором и плавающим выбрасывателем. Ввиду большой массы боеприпасов гаубицу дополнили досылателем снаряда. Наводить оружие предлагалось при помощи телескопического и перископического прицелов, а также панорамы. Первые предназначались для стрельбы прямой наводкой, последняя – для работы на закрытых позициях.
Орудие использовало выстрелы раздельного заряжания существующих типов. Предполагалось использовать снаряды нескольких типов, осколочно-фугасные, кумулятивные и дымовые. При использовании осколочно-фугасных снарядов максимальная дальность стрельбы достигала 12,4 км. Кумулятивные летели на 3 км. В экипаж самоходки предлагалось ввести двух заряжающих. Благодаря этому боевая скорострельность могла доходить до 4-5 выстрелов в минуту.
Разработка проекта СУ-152Г завершилась в начале 1949 года, после чего вся необходимая документация была передана в цеха. В конце весны рабочие «Уралмашзавода» построили первый опытный образец самоходки. 2 июня опытная СУ-152Г вместе с первой СУ-100П вышла на заводские испытания, занявшие чуть более двух недель. За это время гаубичная самоходка прошла по полигону 865 км и израсходовала 139 снарядов, сделав две серии в 88 и 51 выстрел. Вооружение и некоторые другие аспекты проекта, в целом, устроили разработчиков. В то же время, имеющееся шасси далеко не в полной мере соответствовало предъявляемым требованиям.
Надежность перспективного гусеничного шасси принесла не самый лучшие результаты, и его отправили на доработку. Совершенствование имеющейся конструкции заняло всего несколько месяцев, однако не уложилось в изначально установленные сроки. Улучшенные опытные САУ удалось вновь отправить на испытания только в начале 1950 года, после двух переносов сроков. Государственные испытания, занявшие несколько недель, показали, что артиллерийская часть «Объекта 108» соответствует имеющимся требованиям в части технических, боевых и эксплуатационных характеристик. Одновременно с этим шасси посчитали недоработанным, и самоходка была признана не справившейся с испытаниями.
В связи с перенаправлением сил и ресурсов в ракетную отрасль в середине пятидесятых годов было решено отказаться от всех имеющихся проектов САУ полуоткрытой компоновки. К этому времени был построен только один опытный «Объект 108», и дальнейшая сборка машин не планировалась. В связи с новыми решениями командования этот прототип так и остался в единственном числе. Эта боевая машина не была утилизирована. Впоследствии ей удалось стать экспонатом музея бронетанковой техники в подмосковной Кубинке.