За годы рысканья по секонд-хэндам сама собой сложилась такая вот условная классификация, которой, не претендуя на абсолютную истину, и делюсь с вами.
1. Подвальчик
Находятся - вы не поверите - в подвалах жилых домов, выживают благодаря низкой арендной плате и стараниями жителей окрестных домов. Иногда обходятся без вывески, да и продавец может взять и уйти по своим делам посреди рабочего дня. Вещи рассортированы весьма условно и лежат на списанных школьных партах вповалку кучами, в которых с упорством золотоискателя ковыряются пара бабок. Если вдруг повезло и одежда развешана навешалках по стойкам - то вразнобой и беспорядочно, никто выкладкой не занимается. Цена за килограмм выведена фломастером на тетрадном листочке и на скотче прилеплена к стене над табуреткой продавца. Завозы нерегулярны и продавец ничего о новом поступлении не знает, отвечая на все вопросы "завоз только вот был". Можно заходить туда регулярно в течение года и каждый раз уныло перелистывать одни и те же вещи. Вероятность найти хороший "трофей" ничтожно мала - но она есть, поэтому иногда стоит посещать. В последние годы этот подвид секондов потихоньку вымирает, что не может не радовать.
2. Мегахэнд
Это секонд-хэнд-гипермаркет, царство людей с тележками среди бесконечных рейлов с одеждой. Название пошло от крупнейшей федеральной сети такого формата, помимо них есть и игроки помельче, но суть та же. Ареал обитания - крупные торговые центры на окраинах городов, зачастую занимает сразу весь этаж и забирает из жизни минимум пару часов времени. Одежда рассортирована, аккуратно развешана и выкладка регулярно поправляется, за что спасибо старательному персоналу. Завозы обширные и периодичные, раз в неделю или две. Цены справедливые и подкрепляются скидками. Качество шмота - выше среднего, ассортимент от нижнего белья(не понимаю, кто его покупает вообще в секах) до дубленок и шуб. Все вроде классно, но есть один существенный для меня минус - посетители. Как правило, СХ такого формата являются самыми известными в городе и самыми посещаемыми даже не в дни завоза. Часто наблюдал, как семьи из сельских районов области приезжают и сметают в тележку не глядя тонны одежды. Чаще всего до максимальных скидок перед завозом ничего хорошего не залеживается. Тем не менее, стоит заходить регулярно и просматривать тщательно. Редко когда мой визит заканчивался ничем, уходил почти всегда через кассу. Ценность находок - от обычной рубашки типа Polo RL за пару соток до одной из самых крутых и необычных находок на моей памяти(а вот и не скажу, что это, будет отдельный пост).
3. Типичный СХ или Надежный Бро
Самый распространенный и стабильный подвид. Гнездятся там, где мог бы быть продуктовый, хозяйственный или магазин игрушек - то есть в типовых помещениях под магазин или некрупных районных ТЦ. Чистые, опрятные, всегда на ассортименте, цена средняя и приемлемая, но за скидками можно ходить месяц. Завозы тоже скорее ежемесячные, чем еженедельные. Бывают как небольшие сети, охватывающие несколько районов города, так и самостоятельные одиночки. Качество одежды среднее, плюс минус. Иногда бывает отдельный рейл с "премиум" вещами, но подбор "премиум" брендов вызывает улыбку у таких как я. Всегда есть пара тройка интересных вещей, но вот раритет найти шансов мало, скорее это будет крепкий середняк. Что б выпал "Джокер", надо заходить к ним как на работу, каждый раз старательно просматривать весь ассортимент, ведь как правило в день завоза такие магазины выставляют лишь половину нового поступления, а остальным время от времени пополняют опустевшие стойки.
4. Селективный
Монстр, которого породили мы сами. В моем городе он появился благодаря мне и одному моему коллеге-реселлеру. Несколько лет назад я оставлял в магазинах одной местной сети из 5-6 точек по 10-15 тысяч рублей за один рейд и возвращался домой с набитыми одеждой полиэтиленовыми мешками, что не могло не обратить на себя внимание продавцов. Гугл им в помощь - и постепенно команда закупщиков и продавцов стала играть в нашу же игру, но против нас. Каждую новую поставку они начали внимательно сортировать по брендам, отделяя премиум-зерна от плевел масс-маркета. Затем один магазин из сети был переформатирован под "премиум"-формат, туда свозили те самые сливки с каждого завоза. Числа на ценниках стали очень непривлекательными, хорошо хоть остались скидки, но пришлось выбирать - самые сливки по полной цене или то, что осталось, но со скидкой 50%. Так с тех пор и живем, балансируя. Похожие секонды есть много где, но тут сам формат не подразумевает массовость, один на город вполне достаточно.
5. Винтаж-стор
Хардкорная версия селективного СХ, часто еще с функцией комиссионки. Пополняется байерами на винтажных рынках в Европе и не брезгует остатками былой роскоши населения, ассортимент максимально широкого диапазона, от шляпок с перьями 20х годов до хрустальных флаконов из-под духов от Ив-Сен Лорана, причем мужской одежды ничтожно мало. От цен становится физически больно. От атмосферы повышается уровень эстрогена в крови. Несомненный плюс - ареал обитания две столицы и пара крупнейших миллионников. В провинции не выживают.