или помогут-ли большие колёса для увеличения скорости мотоблока?
Ответ сразу: да, помогут, но есть нюансы! Про них и статья.
Впервые об увеличения скорости-проходимости мотоблока с тележкой я задумался в 2014 году когда у нас горели поля, и мы подвозили воду пешим пожарным туда, куда их машина не могла проехать. Но мотоблок всё-таки не вездеход, поэтому в заключительную поездку покрышка стандартного колеса слетела с диска. Сказалось всё сразу: повышенная нагрузка на тележку, неровная поверхность поля с кочками и старение самой резины (приобретался он в 2007 году).
Как-же увеличить скорость? Первое, что пришло в голову, было решение "в лоб" - поставить колёса бОльшего диаметра и разнести их чуть в стороны с помощью удлинителей (родные ступицы не хотел портить). Тем более, что у знакомого нашлась пара совсем старых 13" жигулёвских колёс. Посадочные отверстия в дисках я просто просверлил под размеры ступицы на 5 отверстий, (такой-же как у тележки для взаимозаменяемости), а на шиномонтаже за копейки мне их "подшаманили" и заменили камеры на новые.
Ура! мотоблок поехал быстро! Летом много не катался, больше работал в огороде, зато с ноября по май колёса вообще не снимал. Однако, при таком варианте выявилось несколько недостатков, приведших к полному отказу от их использования:
Первый - старая, лысая резина летом просто скользила по траве, когда нагружаешь тележку и при движении по склону. Попробовал поставить цепи (на фото), да, уже летом - скользить-то перестал.. Но цепь привела к сильной вибрации при движении, как будто едешь по шпалам, да ещё и выдирала куски земли и травы, которые так и норовили попасть в глаз...
Второй - появился наклон корпуса мотоблока назад, что, однажды при движении в гору, привело к попаданию масла из воздушного фильтра в воздухозаборник и двигатель заглох, выстрилив, при этом, огромное облако чёрного дыма. Правда, завёлся после этого почти сразу, но страху нагнал...
Третий - когда следующей весной я попытался снять колёса и поставить фрезы для культивации огорода, то вытащить шплинты без "кирки, лома и какой-то матери" не получилось.... С большим трудом удалось выбить один - на фото ниже. Второй шплинт пришлось даже частично высверливать... Часа за три втроём управились... Отверстия на валах также оказались разбиты, но не сильно.
Пробовал приспособить разные колёса, но в итоге случайно нашёл 10" широкие в сборе от детского квадрика. Они оказались лучшим решением для меня: мотоблок стал ехать чуть быстрее и проходимость его увеличилась, а ещё он перестал рвать траву при старте на газоне!
Зимой эти колёса также показали себя с лучшей стороны: теперь я мог использовать отвал для чистки снега и вывозить с участка полную тележку снега (выезд с участка немного в горку). Стандартные колёса с тракторным протектором скользили и надо было вдвоём толкать.
Кстати, 13" автомобильные колёса и на тележке не оправдали мои ожидания: их большой вес и ширина сильно подпортили тяговые возможности мотоблока в зимний период...
Ну ладно, скорость немного увеличил. Проходимость тоже, но когда снега стало больше - всё, в таком варианте "в поля" уже не выедешь... И тут мне попадается на глаза мотоблок на гусеницах в Юнисоо. Шестерёнка у гусениц тоже 10". Ценник, однако, на них был совсем негуманный. Ещё насторожило отсутствие удерживающих "гуску" дисков у нижних роликов, т.е. могут слететь при повороте и очень низкая соединяющая перекладина сильно снижающая клиренс.
Продолжив поиски гусениц для мотоблока я нашёл Крутец. Не удержался: поехал, и купил... Поставил свой мотоблок на гусеницы и это было круто! Ещё больше увеличил и скорость и мощность (тягу), но об этом во второй части.