Компании не хотят, чтобы работники критиковали их в СМИ. При этом запрет на самовольные публичные высказывания о работодателе установлен только для отдельных категорий сотрудников — например, госслужащих и полицейских (п. 10ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ). Но это не означает, что право работника критиковать компанию в СМИ нельзя ограничить.
Судебная практика В 2013 году Николай Цискаридзе работал в Государственном академическом Большом театре России. В этот период он неоднократно высказывал в СМИ свое мнение о работе руководства театра. За это ему объявили два выговора. Николай Цискаридзе не согласился с взысканиями. По его мнению, запрет критиковать работодателя в СМИ нарушает свободу слова, гарантированную ст. 29 Конституции. Работодатель считал выговоры законными, так как, согласно Правилам внутреннего трудового распорядка, работники должны избегать конфликтов, которые могут навредить имиджу Большого театра. Суд отменил только один выговор, поскольку в этом случае работник не высказывался негативно. При этом суд отметил, что Большой театр — особо ценный объект национального наследия (Указ Президента от 18.12.1991 № 294). А значит, работодатель вправе закрепить в локальном нормативном акте дополнительные обязанности для работников (апелляционное определение Мосгорсуда от 22.07.2013 № 11–20511/2013).
Некоторые категории работников не имеют права критиковать работодателя в СМИ в силу закона. Других сотрудников вы можете обязать не осуждать компанию публично или вообще не давать каких-либо комментариев о работодателе в СМИ без согласия руководства. Данные требования пропишите в Правилах внутреннего трудового распорядка, должностных инструкциях или трудовых договорах. Тогда за критику работодателя в СМИ сможете привлечь работника к дисциплинарной ответственности (определение Мосгорсуда от 20.04.2017 № 4г-4221/2017).
Если никаких ограничений на высказывания в СМИ для сотрудника не установлено, работодатель вправе подать иск о защите деловой репутации. В этом случае компания обязана доказать, что работник распространил порочащие сведения, а работник, в свою очередь, что эти сведения соответствуют действительности (п. 9 постановления Пленума ВС от 24.02.2005 № 3).
Вывод. В локальном нормативном акте или трудовом договоре можете указать, что работник не вправе критиковать компанию в СМИ. Если запрет нигде не прописан, но вы считаете, что работник распространяет порочащие компанию сведения, подайте иск о защите деловой репутации.
А что по этому поводу думаете Вы? Прошу принять участие в обсуждении публикации в комментариях ниже, делитесь публикацией в социальных сетях, подписывайтесь на канал. Благодарю за внимание !