Найти тему

Может ли математика научить думать?

Вопрос не праздный, а заголовок не только для того, чтобы вы на него кликнули.) Конечно, если проблема "как научить ребенка думать" вам интересна.

Страшная математика, которую “не понимают”

Тема “непонимания математики” для родителей эмоционально заряжена. Большинство само слово “Математика” пишет с большой буквы.

По крайней мере, в уме.)

Это Священное Слово ассоциируется с высказываниями Великих о

  • “приведении ума в порядок”, о том, что
  • “наука вообще становится таковой, когда ей удается пользоваться …”

В поисках смысла

Однако за всяким словом кроется смысл. И не всегда тот, который лежит на поверхности.

Нынешнее поколение вообще с трудом улавливает смыслы.

  • Можно указать на функциональную (без)грамотность, на которую сетует О.Васильева.
  • А можно - на комментарии в Дзене, которые пишут те, кто с трудом улавливают смысл того, что комментируют).

Так может ли изучение школьной математики научить думать?

Обратите, пожалуйста, внимание на слово, выделенное курсивом. Это я обращаюсь к учителям и комментаторам, которые обязательно начнут меня ругать за пропаганду отказа от изучения Царицы наук).

Пример, показывающий почему страшна математика в школе

Сейчас я приведу один пример.

А вы потом найдете другие - из своего опыта обучения. И из опыта обучения в школе ваших детей.

Краткое, но развернутое сложение

В 5 классе проходят так называемый “Способ Гаусса”, простой и быстрый способ нахождения суммы ряда натуральных чисел, арифметической прогрессии. Способ действительно, простой, его придумал 6-летний Гаусс, чтобы скоротать время на уроке арифметики.

Алгоритм состоит в сложении симметричных пар чисел и умножении полученной суммы на количество пар.

Например, сумма ряда:

1+2+3+ … +99+100

получается сложением:

1+100 = 101; 2+99=101 и т.д.

и последующим умножением получившейся суммы на количество пар:

101 х 50.

В итоге мы получаем число, равное времени жизни, сэкономленное маленьким Гауссом на уроке арифметики.)

Изящный примем, согласитесь?

Но учитель Гаусса не согласился и высек его розгами. Чтобы не шибко выпячивал свой не выросший еще умишко.

(Предыдущий пример можно "решить" еще проще, как и сделал на уроке в 5 классе мой сын.

Ясно, что 100 умножить на 50 легче, чем 101 на 50. Для этого нужно в начало ряда дописать нолик и добавить к результату одну "потерянную" пару.)

История школьной математики повторяется …

История с "розгами" повторилась на уроке в московской гимназии, которую тогда еще посещал мой сын.

Увидев (на интерактивной доске)), что придумал Гаусс, мой сын, получив задание учительницы, таким же макаром получил сумму ряда и начал сидеть.

Учительница спросила - "чего он сидит?"

Сын ответил: “решил”.

Она вызвала его к доске (интерактивной) и заставила записать “решение”. Но доска “заглючила”. Учительница попыталась нажать кнопочку “назад”, чтобы привести доску в порядок, но что-то пошло не так …

Тогда учительница разозлилась и, отправив сына на место, заставила его записать в тетрадь краткое сложение - развернуто.

Сын спросил: “зачем, если уже решил, а способ - краткий”?

Тогда учительница разозлилась еще больше.

В итоге сын тоже разозлился и записал “решение” подчеркнуто кривым почерком и с зачеркиванием.

Скан из тетрадки сына. "Для истории современного образования"
Скан из тетрадки сына. "Для истории современного образования"

Учительница успокоилась.

Как выразился поэт. “Все это было бы смешно, когда бы …”

Этот анекдот - грустный или смешной?

Случай, о котором я рассказал - реальный, но анекдотичный. Давайте спросим себя:

если учитель вызубрил несколько доказательств теорем и даже научился называть их умными словами, то может ли он научить ребенка думать?

Мой ответ: нет.

Изучая математику в школе, научиться думать невозможно. Статистически.

Обратите, пожалуйста, на слова, выделенное жирным шрифтом: это специально для тех, кто будет меня ругать за пропаганду отказа от изучения математики).

Показать, как “решается” типовая задача или “доказывается” теорема, способен и компьютер. Он сделает это лучше школьной учительницы, потому, что не злится) .

Но компьютер не способен научить думать. Равно, как и абсолютное большинство школьных учителей.

Так при чем здесь Математика?

Уважаемые комментаторы! Обратите, пожалуйста, внимание на слово, которое я написал с большой буквы).

А что делать Учителям, оказавшимся волею судеб в “школе”? (Обратите, пожалуйста, внимание …)))

Дорогие родители! Лучше учите ребенка самостоятельно, если можете ...

P.S. Та "учительница" сейчас учит детей карабкаться по "математической вертикали": у нее есть сертификат)).

Согласие с постановкой вопроса - Лайк. Подписка?

По теме: "Заставляя ребенка учить математику, вы ставите крест на его будущем"