В холодное время года на городские площади и улицы выгружается огромный объем песка, соли, гранитной крошки, а также твердых и жидких химреагентов. О цене, которую приходится платить за езду по расчищенной от снега и наледи дороге, напоминает желтоватый или белесый налет, которым покрываются части автотранспортных средств. Его компоненты — техническая соль, соли кальция и магния, а также их смесь — повреждают шины, разъедают лакокрасочное покрытие и способствуют коррозии.
Снегоуборочная техника, комбинированные и универсальные дорожные машины, на которые установлены пескоразбрасыватели, оборудование для распределения соли и противогололедных реагентов, в холодное время года наиболее подвержены риску коррозии, повреждения лакокрасочного покрытия гравием и других вредоносных воздействий. Если коммерческий и пассажирский автотранспорт в течение дня преодолевает обработанные участки дороги ограниченное число раз, то разного рода спецтехника работает в агрессивной среде часами, нередко — всю рабочую смену. Соответственно, и воздействие последней на узлы и агрегаты таких машин наиболее сильное, что требует от ее владельцев заблаговременно позаботиться о защите техники.
Пожалуй, важнейшей мерой защиты техники в преддверии зимнего сезона является антикоррозийная обработка нижней части кузова. Современные производители грузовой и специальной техники, как правило, проводят такую обработку своей продукции еще в заводском цехе. Вопрос в том, что на балансе коммунальных и муниципальных служб России и других стран бывшего Союза много машин возрастом старше 5—7 лет, у которых от антикоррозийной защиты, выполненной на заводе, не осталось и следа. В этом случае в преддверии зимнего сезона следует выполнить обработку кузова заново — это существенно снизит вредное воздействие влаги, соли и химреагентов. Лучше всего сделать это летом или в теплые недели осени. Современных вариантов антикоррозийной защиты существует множество. Возможно, в числе лучших среди них — нанесение антигравийных покрытий, обеспечивающих комплексную защиту нижней части машины. К примеру, покрытия бренда Kangaroo, образуя плотный слой с каучуковыми компонентами, надежно защищают автотранспортное средство от гравия или гранитной крошки, песка, соли и других применяемых в разных странах мира, включая Россию, реагентов.
Весьма сильно страдает от гравия, пескосоляной смеси, реагентов и лакокрасочное покрытие, нанесенное на технику. По этой причине перед началом зимнего сезона оно нуждается в защите. Для этого кузов транспортного средства обрабатывают специальными защитными полиролями. Их действие закупоривает микротрещины и образует защитную пленку, не позволяющую проникать под нее химреагентам. Среди эффективных по своему воздействию и в то же время недорогих средств такого рода можно отметить полироли российской марки LAVR. Их несколько видов, включая универсальную полироль, которая летом защитит лакокрасочное покрытие от выцветания, а в холодное время года предохранит его от коррозии и негативного воздействия любых применяемых на дороге реагентов.
Кроме кузова довольно уязвимы для негативного воздействия снежной каши, пескосоляной смеси и химреагентов фары, колесные диски и резина. Пластиковые фары под действием соли и грязи мутнеют, колесные диски — покрываются ржавчиной, поэтому их, как и колеса, требуется мыть как можно чаще. Современные бесконтактные аппараты высокого давления позволяют практически полностью смывать остатки песка, реагентов, грязи с колес — и практически отовсюду. Поэтому регулярная зимняя мойка техники — залог ее долгосрочной эксплуатации и уже во вторую очередь эстетический вопрос. Что касается фар, для их обработки целесообразно применить специальную полироль-реставратор; в ассортименте продукции, выпускаемой под названной выше маркой LAVR, такое средство имеется.
К сожалению, многие эксплуатирующие коммунальную и другую спецтехнику организации нередко пренебрегают мойкой автотранспортных средств в зимние месяцы. Городской снег, смешиваясь с песком, грязью, реагентами, налипая на части машины, способен нанести ей серьезный ущерб. О вреде от каменной крошки и соли было сказано выше. Поэтому необходимо насколько это можно чаще мыть машину зимой. При этом желательно использовать воду температурой +35…+40 градусов Цельсия — в этом случае она будет успевать испаряться, а не застывать. Стекая вниз, теплая вода размягчает грязь и топит частички смешавшегося с солью и реагентами льда. Фары и фонари при этом моются исключительно теплой водой. После окончания мойки нужно на десять-пятнадцать минут открыть двери и капот, крышку бензобака, отвести щетки дворников от стекол и дать остаткам воды испариться — а в идеале после этого еще и прокатиться на машине.
Хотя и об эстетической стороне вопроса забывать не стоит. Это особенно верно для российской глубинки — а вернее, тех ее регионов, где практикуется угольное отопление. После сгорания угля остается шлак — материал совсем не бесполезный для зимней обработки дорог: если смешать его с соляными антигололедными реагентами, он значительно усиливает их эффект. Главный недостаток такой обработки — черная пыль, которая остается не только на улицах городов и поселков, но и на транспортных средствах, включая коммунальную технику. Мини-погрузчик или комбинированная дорожная машина с черным налетом на ней выглядит не просто некрасиво, а зловеще. Поэтому мыть технику после работы на дороге зимой все-таки стоит.
Что касается пескосолераспределителей, а также распределителей жидких и твердых химреагентов, для их полноценной эксплуатации и долгой службы достаточно соблюдать рекомендации производителей этих агрегатов. Само собой, приобретать это оборудование лучше всего известной марки, имеющее положительные отзывы пользователей, а саму покупку делать у компании сертифицированного дилера, которая, в числе прочего, берет на себя обязательства по ее гарантийному обслуживанию.
Разговор о защите техники от действия антигололедных реагентов был бы неполным без заключения, касающегося порядка применения этих самых реагентов. Безопасность использования технической соли, жидких или твердых веществ, воздействующих на снег и наледь, во многом определяется их концентрацией на дороге, в атмосфере или в воде, в которую превращается талый снег, поступающий затем в ливневую канализацию. Токсичность каждого из реагентов тщательно просчитывается в ходе их испытаний и учитывается в рекомендациях производителей по их применению. По этой причине все антигололедные реагенты — от простых, вроде технической соли, до сложных, жидких и в виде кристаллов — необходимо использовать, строго соблюдая указания завода-производителя. К примеру, техническую соль следует применять, соблюдая дозировку — не более 10 граммов на квадратный метр поверхности. Значение, разумеется, имеет не только дозировка, но и рекомендации по месту использования. Скажем, реагенты на основе ацетатов из-за их токсичности применяют только на хорошо проветриваемых территориях или возвышенностях. Другие реагенты подходят исключительно для аэродромов, третьи — для городских улиц и площадей, четвертые — исключительно для пешеходных дорожек и придомовых и территорий. Если не брать в расчет инертные материалы вроде песка и гранитной крошки, нужно помнить, что абсолютно нетоксичных реагентов не бывает — по этой причине применять их следует в полном соответствии с действующими техническими условиями и установленными гигиеническими нормами. Это поможет не только оградить от негативного воздействия людей, проживающих на территории, где проводится обработка, но и минимизировать вредное влияние реагентов на экологическую ситуацию в этом районе в целом, а также существенно увеличит срок эксплуатации коммунальной и другой техники, решающей возложенные на нее задачи в зи