Позавчера, 15 января, скончался Кристофер Толкин, сын Джона Роналда Руэла Толкина. Из всех, кто не был непосредственно писателем, он пожалуй больше всего сделал для фэнтези. Полжизни он работал с черновиками отца, благодаря ему мы можем прочитать Сильмариллион, множество томов Истории Средиземья и три великих сказания Первой Эпохи* (удивительно, как быстро он обработал последнее**, "Падение Гондолина", явно понимая, что должен как следует использовать остаток отпущенной жизни). Именно он нарисовал итоговый вариант карты Средиземья.
Можно по-разному воспринимать то, как ревностно он относился к наследию отца, до конца отказываясь продавать права на Сильмариллион и черновики и яро критикуя экранизацию. Кто-то может восхищаться этим, кто-то считать излишней упрямостью, но в любом случае это говорит о том, что у жанра фэнтези есть не только уровень пустышки, но и что-то гораздо выше, что стоит такой защиты.
И уж точно этим является Арда, Легендариум Толкина. При всех достоинствах других лучших образцов жанра, мир Толкина - единственное в фэнтези, что смело можно назвать настоящим эпосом, который можно поставить в один ряд с Илиадой, Артурианой, Калевалой - то, что следует тем же принципам и то, что стало настоящей мифологией для многих. И если сам Толкин-старший - источник эпоса, то Толкин-младший - его сказитель. Тот, кто по-настоящему знает его как нечто родное и может передать его правильно. Символично, что на собраниях Инклингов*** именно Кристофер зачитывал работы отца, потому что читал их выразительнее автора. Тем вдвойне печальна его смерть, что кто как не сын, проникшийся духом отца, понимает его работы лучше всего, и лучше всего может их передать. Теперь наследие Толкина, этот последний эпос, осталось нам исключительно на вольную интерпретацию.
* Дети Хурина, Берен и Лютиэнь, Падение Гондолина.
** "Дети Хурина" вышли спустя 30 лет после смерти Толкина (или через 26 после "Сильмариллиона"), "Берен и Лютиэнь" - ещё через 10, а "Падение Гондолина" - всего лишь на следующий год.
*** Товарищеский круг, в котором обсуждали литературу, потенциал нарратива и сказок, куда кроме Толкина входил также Клайв Льюис, автор "Хроник Нарнии".