Зарождение российской государственности принято ассоциировать с именем Рюрика – личности легендарной и вызывающей множество споров.
Проблема состоит в том, что жил Рюрик давно, мемуаров не оставил, отзывы его современников до нас тоже не дошли. Поэтому рассказ о Рюрике не возможен без вкрапления слов «вероятно», «считается что…», «предположительно» и тому подобных. По версии митрополита Макария (митрополит Московский и всея Руси 1542-1563 г.) впервые имя Рюрика упоминается в 1070 году, в дошедших до нашего времени трёх списках Пространной редакции «Жития святого князя Владимира»: «Сице убо бысть маломъ преже сих лет, сущю самодержцю всея Рускыя земля Володимеру внуку же Иолжину, а правнуку Рюрикову». Самый ранний летописный свод из дошедших до нас, «Повесть временных лет», был написан примерно на сорок лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Историкам неизвестны другие независимые источники по князю Рюрику, за исключением попыток связать его с викингом Рёриком Ютландским из Западной Европы.
«Повесть временных лет» остается основным источником сведений о приглашении Рюрика на Русь. Источник крайне интересный, но написан через 200 лет после описываемых событий. Согласно древнерусскому летописному своду в 862 году варяг Рюрик с братьями Синеусом и Трувором по приглашению ильменских словен и кривичей, а также таких племён, как чудь и весь, были призваны княжить в трёх городовых областях. Синеус — в Белоозере, Трувор — в Изборске, а Рюрик по одним данным — в Ладоге, по другим — в Новгороде:
«… и придоша старѣишии Рюрикъ сѣде Новѣгородѣ · а другии Синеоусъ на Бѣлѣѡзерѣ · а третии Изборьстѣ · Труворъ · и ѿ тѣхъ Варѧгъ прозвасѧ Рускаꙗ землѧ Новугородьци ти суть людьє Ноѹгородьци ѿ рода Варѧжьска · преже бо бѣша Словѣни · по дву же лѣту · Синеѹсъ ѹмре · а братъ єго Труворъ · и приꙗ власть Рюрикъ · и раздаꙗ мужемъ своимъ градꙑ · ѡвому Полотескъ ѡвому Ростовъ другому Бѣлоѡзеро · и по тѣмъ городомъ суть находници Варѧзи а перьвии насельници в Новѣгородѣ Словѣне · въ Полотьски Кривичи · в Ростовѣ Мерѧ · в Бѣлѣѡзерѣ Весь · в Муромѣ Мурома · и тѣми всѣми ѡбладаше Рюрикъ»
Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало русской государственности, в историографии получило условное название «Призвание варягов». Причиной стала междоусобица, разгоревшаяся между племенами, жившими на новгородских землях. Это событие летописцы и последующие историки взяли за основу и стали традиционно считать началом государственности восточных славян, а в историографии оно получило название «Призвание варягов».
Не существует ни одного описания внешности Рюрика. Все встречающиеся изображения являются лишь отображением представлений художников о том, как должен выглядеть первый князь.
Основным спорным вопросом является происхождение Рюрика. Сторонники норманнской теории отождествляют его с конунгом Рёриком из Ютландии (Дания).
А согласно славянской версии считается, что он представитель княжеского рода ободритов, его славянское родовое прозвище связано с соколом и звучит как «рарог».
В любом случае Рюрик князь «призванный», не местный. Надо понимать, что никаких национальных образований в то время не водилось. И для кривичей что норманн, что оборит были чужаками в одинаковой степени. И словене, и чудь были соседними, но чужими племенами. Кстати, примеры призвания на правление чужаков в то время не редкость и известны и в западноевропейской истории.
Князь в то время в первую очередь был военным вождем, опирающимся на мечи дружины. И задачи перед ним ставились вполне соответствующие – оборона своих земель и походы (в подавляющем большинстве случаев чисто грабительские) на чужие земли. Племенная принадлежность тут большой роли не играла.
Считается, что Рюрик расположился в землях словен, и столицей у него стала Ладога, а позднее он перебрался в Новгород (Рюриково городище у истоков Волхова, рядом с современным Великим Новгородом). Существует информация, что спустя некоторое время Рюрик стал вызывать недовольство среди призвавших его словен. Об этом повествует Никоновская летопись (надо отметить, что это довольно поздний документ - 1-я половина XVII века, но другие, увы, не известны). Так что претензии к власти в государстве российском возникли сразу вместе с властью. Но способы взаимодействия с политическими оппонентами в те времена были гораздо проще, чем сейчас. Смуту, Рюрик подавил, убил некоего Вадима Храброго (видимо зачинщика) и его приспешников. В Никоновской летописи сказано:
«Того же лѣта ѹби Рюрикъ Вадима Храбраго · и иныхъ многихъ изби Новугородцевъ съветников его».
Восстание было подавлено, но, по легенде, погибли и братья Рюрика (Синеус и Трувор). Он присоединил их земли к своим и установил единовластие. На объединенных землях Рюрик посадил своих наместников в Белоозере, Изборске, Полоцке, Муроме. Больше информации о волнениях при Рюрике до нас не дошло. Видимо попытки демократизации были успешно подавлены и легендарный князь продолжал владеть и рядить как призвавшими его племенами, так и их ближайшими соседями, которые его не звали, но их, видимо, уже никто и не спрашивал. Таким образом, разрозненные племена были объединены под единой властью. В новгородских землях сформировался один из главных (наряду с Киевом) центров восточных славян.
О личной жизни Рюрика так же известно не много. В летописях как жена князя упоминается норвежская княжна Ефанда, которая родила ему сына Игоря. Вполне возможно были и другие жены и дети, но в историю вошел Игорь и его мать.
Умер Рюрик согласно «Повести временных лет» в 879 году. Информация о причинах смерти отсутствует. Свежеиспеченное княжество перешло к малолетнему Игорю, а фактически к его опекуну Олегу, который войдет в историю как «Вещий».
Личность Рюрика овеяна легендами и мифами, что не помешало (а может и поспособствовало) тому то, что именно он признается первым правителем Руси. Отсчет российской государственности ведется именно с 862 года, а Рюрик - родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей на Руси. Именно с его бюста начинается Аллея правителей России.
Ну а в следующий раз вспомним Олега.