Каташа, как ее звали в семье, родилась не с золотой, а с бриллиантовой ложечкой во рту.
Ее родители граф и графиня Лаваль, французский эмигрант и богатая наследница огромного купеческого состояния, владели десятками тысяч душ, несколькими имениями, были успешными промышленниками и фабрикантами. Их состояние насчитывало почти три миллиона рублей серебром - несметное по тем временам богатство.
В семье было шестеро детей. Каташа была первенцем.
Девочки Лаваль получили блестящее образование, были всесторонне развиты, могли поддержать любую, даже далеко не светскую, беседу.
Будущий Николай I называл Катрин Лаваль самой просвещенной девицей высшего света.
Спустя годы, решая, кого миловать, а кого казнить, он вспомнит об умнице княгине Трубецкой и помилует ее мужа, заменив смертную казнь каторгой.
Каташа росла не просто в роскоши, а в демонстративной, помпезной, роскоши.
Сейчас в доме, где она выросла, особняке Лавалей в Петербурге, находится Конституционный суд Российской Федерации.
Источник фотографий
Судьба и далее была благосклонна к юной Каташе. Она встретила князя Сергея в Париже, влюбилась и вышла за него замуж.
Этот брак был не только по любви, но и по родству душ, что бывает довольно редко, особенно в традиционных семьях, где женские и мужские роли строго разделены.
Здесь разделения почти не существовало: супруги Трубецкие жили одной жизнью, наслаждаясь обществом друг друга.
Княгиня прекрасно знала, что ее муж участвует в тайном обществе и, по неподтвержденной исторической легенде, самолично накануне восстания вышивала знамя для повстанцев.
По другой легенде, это знамя вышивала мать Екатерины, графиня Лаваль.
Знамя так и не понадобилось, а красивая легенда осталась.
Единственное, что мешало их полному счастью - отсутствие детей. Екатерина Ивановна лечилась, ездила на воды в Баден-Баден. Все чаще, в надежде поправить подпорченное петербургским климатом здоровье, жила заграницей. Но все это не помогало.
Некоторые историки считают, что причиной ее бесплодия был начинающийся туберкулез.
Жизнь в Сибири
Разрешение ехать вслед за мужем она даже не выпросила, а вытребовала у Николая I, перетянув на свою сторону его жену.
«Вы хорошо делаете, что хотите последовать за своим мужем. На Вашем месте и я не колебалась бы сделать то же», - напутствовала ее императрица.
Вместо огромного особняка на Английской набережной княгиня оказалась в убогом крестьянском домишке, где утром к стенам примерзали волосы.
Она каждое утро ходила на дорогу, по которой каторжников гнали на работы, чтобы переброситься с мужем хотя бы парой слов. А он собирал по пути цветы и оставлял для нее букеты на обочине.
В Сибири у них родится семь детей. Выживут только четверо: три дочери и сын.
Суровый сибирский климат окажется и живительным, и губительным для Екатерины Ивановны: она излечится от бесплодия, навсегда забудет о туберкулезе, но будет страшно страдать от ревматизма и умрет в 1854 году в Иркутске, так и не дождавшись амнистии мужа.
Сергей Петрович, даже получив разрешение, не захочет уезжать от могилы любимой жены. Только необходимость дать сыну Ивану, которому тогда было всего 13 лет, достойное образование, вынудят его покинуть Иркутск и вернуться в Москву.
Перед отъездом этот уже совсем старик рыдал до полного бесчувствия на могиле жены. В дорожную карету его пришлось нести.
Он умрет в Москве, в 1860 году. Его похороны выльются в настоящую демонстрацию: гроб будут нести вольнодумные студенты, а правительство вызовет роту солдат, чтобы присматривать за порядком.
Дочь Трубецких, Елизавета Сергеевна, в замужестве Давыдова, доживет до 1918 года и даже, как дочь декабриста, получит от Ленина отдельную квартиру.
Ей, должно быть, было от этого весьма забавно. Прямо по лицу видно, не так ли?
Еще на нашем канале по теме:
Кавалергарда век долог: история французской декабристки
Мария Волконская - неверная жена декабриста?