Найти тему
Пушкинский музей

"Стайеры". Концерты-портреты новых звезд XVI Международного конкурса имени П.И. Чайковского: Анна Генюшене

В ГМИИ им А.С. Пушкина проходит фестиваль "Стайеры" - совместный проект с направлением Пушкинский.Youth, в рамках которого в музее проходят концерты молодых пианистов, звезд недавно завершившегося XVI Международного конкурса имени П.И. Чайковского.

С Анной Генюшене, чье выступление 30 января завершит фестиваль, поговорила Маша Минеева, студентка Клуба юных искусствоведов, одного из направлений Пушкинский.Youth.

Анна Генюшене
Анна Генюшене

Маша Минеева: Расскажите, пожалуйста, каким был ваш музыкальный путь?

Анна Генюшене: В семье инженеров и радиомехаников музыка – редкая гостья. Дедушка по маме был единственным, кто умел играть на разных музыкальных инструментах. Он показывал мне, как на них можно импровизировать. На меня это производило большое впечатление.

К сожалению, дедушка рано ушел из жизни и наши музыкальные экзерсисы прекратились. Решила дальше проявить инициативу и в пять лет попросила маму отвести меня в музыкальную школу. Так все и завертелось.

— А у вас был какой-то переломный момент, когда вы решили, что вы хотите стать музыкантом?

— Конечно. До самого последнего момента – вступительного экзамена по специальности в училище имени Шопена (теперь это колледж) – я сомневалась, правильно ли мое решение.

С самого детства я совмещала обучение в гимназии с лингвистическим уклоном и музыкальную школу. И, хотя учиться играть я начала довольно рано, я никогда не принимала это занятие всерьез. Уже в старших классах ходила на курсы по истории России, думала поступать в Российский университет дружбы народов, хотела дальше продолжать работать в лингвистической сфере. А буквально накануне выпуска из музыкальной школы съездила на конкурс и неожиданно для себя получила гран-при, после чего пришла мысль — а почему бы не попробовать? На тот момент, скорее, это был очередной эксперимент, нежели взвешенное решение.

На вступительном экзамене по специальности в училище я получила тройку с минусом (!), и это был, наверное, самый низкий балл в истории училища. Спас меня абсолютный слух и отлично сданные теория и дополнительные предметы. И вот именно после этого я поняла, что надо теперь работать, чтобы показать настоящий результат.

— Здорово, но, получается, в музыку вы вошли по собственному желанию и вам сейчас, кажется, все нравится в музыке. Включая сольфеджио, музыкальную литературу?

— «Погружение» проходило под чутким руководством – как родительским, так и учительским.

А дополнительные предметы мне всегда нравились. Нравилось также щеголять угадыванием любых нот и давать списывать диктанты. И вспоминать смешно! Эти предметы сейчас в моем постоянном обиходе, как и у каждого музыканта.

— А дома вам всегда нравилось заниматься? Вам не было обидно, что ваши сверстники гуляют, а вы это время должны проводить за фортепиано?

— А кто говорит, что я не гуляла? (Смеется.) Между прочим, я была самой главной (и самой маленькой) заводилой в нашей детской компании!

Да и усидчивостью особой не отличалась. Помню, папа много раз грозился достать свой армейский ремень из шкафа. (Смеется.)

— А вот сейчас как вы занимаетесь, готовитесь, по сколько часов?

— Я не сижу с секундомером и не засекаю, сколько я обычно времени провожу за роялем.

Вот с музыкой в широком значении этого слова иначе — наверное, она со мной все время за исключением сна. Это включает в себя и прослушивание произведений, и непосредственно игру на рояле, и обсуждения программ для будущих проектов, чтение рецензий… Даже моя лента в Фейсбуке скорее напоминает музыкальный дайджест.

Но заниматься стараюсь как можно больше и чаще.

— Хорошо, вы упомянули, что вы проводите с музыкой все время и даже успеваете ее слушать. А вы можете слушать не классику?

— Безусловно, и с большим удовольствием!

— А что вы слушаете?

— Мне интересно все новое, от альтернативного джаза до музыки в стиле "trap" и всякой электроники. В переходном возрасте слушала группу «Korn», знала все тексты «Linkin Park». Потом появились «Radiohead» и «Coldplay». Сейчас, если еду в машине, могу включить как радио «Орфей», так и «Энерджи ФМ», когда, как там говорят, самое время зарядиться.

Из свежих впечатлений могу отметить Билли Айлиш, очень талантливо и с ярким индивидуализированным подходом. К сожалению, не попала на ее концерт, я пошла бы с большим удовольствием!

— У вас были идеи, чтобы реализовать себя как пианистку с какими-то современными исполнителями?

— Примерно этим я и занимаюсь в рамках фестиваля «NikoFest», художественными руководителями которого являемся мы с моим мужем, Лукасом Генюшасом. В художественной галерее «Niko» в нынешнем декабре мы проводим его уже в четвертый раз.

Как правило, мы стараемся собрать исполнителей, готовых к многочисленным экспериментам и музыке, которая может быть не так проста даже для подготовленного слушателя. В концертах участвуют не только российские музыканты, но и наши зарубежные друзья, хотя приезд последних организовать несколько труднее ввиду отсутствия какой-либо финансовой поддержки со стороны.

Сейчас мы с особым интересом готовимся к концерту 19 декабря, для Москвы это будет своеобразная премьера – уникальное произведение голландского композитора Симеона тен Хольта, в оригинале написанное для четырех роялей. Но мы будем играть его в версии для двух роялей и двух маримб. Приходите!

— А скажите, пожалуйста, о чем бы вы могли поговорить с человеком далеким от музыки, и вообще, возможно ли такое?

— Это случается практически каждый день и это не так страшно, как кажется сначала! (Смеется.) Признаюсь, иногда очень интересно бывает услышать мнение или реакцию человека, не так часто встречающегося с музыкальным искусством.

Но не менее интересно услышать что-то из другой области, в которой я не являюсь знатоком. У меня есть один знакомая, блогер. Она мне рассказывает о новых тенденциях в мире, о том, как работать в социальных сетях, как привлекать новых подписчиков и прочее. Иногда перестаю ее понимать, но с уважением отношусь к выбору ее профессии.

— Здорово! А вы сами больше любите гастролировать или все-таки вам комфортнее выступать в Москве?

— Я родилась в Москве, но не прикипела к ней сердцем. Мне до сих пор дороже и милее прошлые воспоминания о ларьках и талончиках в автобусах, чем пышущая новшествами и псевдо-европейскими артефактами столица.

На три года уехала на учебу в Лондон, за это время много ездила с концертами по миру.

Сейчас живу на два города – Москву и Вильнюс, с преобладанием Москвы. Всегда мечтала жить в Санкт-Петербурге.

В силу характера люблю менять место жительства и надолго нигде не задерживаться.

— Во время ваших гастролей бывали какие-то смешные ситуации?

— Лучше назовем их курьезными.

Например, на одном итальянском конкурсе, когда меня вызвали на сцену получать приз, у меня украли айфон. Преживала не из-за того, что не знаю, как добраться до дома, а потому что последнее смс близким было: «Иду на награждение. Напишу, что дали».

О второй премии родственники узнали почти к утру следующего дня.

Второе «телефонное» приключение произошло на жеребьевке конкурса имени Чайковского. Во время интервью для телеканала «Medici.tv» у меня тоже пропал телефон, тоже со всеми карточками, лежавший буквально в нескольких метрах от меня. Было забавно провести вечер в полиции и бешеных скачках по Москве, ведь благодаря GPS-навигации можно было отследить «последние минуты жизни» аппарата.

Самое интересное, что этот телефон ко мне вернулся спустя полтора месяца после конкурса, через анонимного курьера. Детектив!

— Ничего себе! А расскажите, что вы чувствуете накануне выступления в Белом зале Пушкинского музея?

— Для меня это огромная честь и давнишняя мечта. Пушкинский музей посещаю с детских лет, а о рихтеровских «Декабрьских вечерах» слышала много легенд и впечатлений, но сама никогда не могла попасть, билеты разлетались буквально в первые минуты продаж.

Этот зал помнит стольких великих Музыкантов и столько великой Музыки!

Теперь, когда появилась возможность самой сыграть здесь сольный концерт, я по-настоящему счастлива. И уже начала заниматься! (смеется)

— Здорово! Спасибо большое!

— И вам спасибо!