Проблема диссоциативного расстройства личности является одной из сложных и малоизученных в медицине и психологии. Существуют различные подходы к пониманию этого феномена, вплоть до его полного отрицания. В контексте данного отзыва к художественному фильму «Сплит» хочется поделиться своими размышлениями по поводу расстройства, которым страдает главный герой, при этом отзыв не претендует на научность, а представляет собой отдельный взгляд на данную проблему. Насколько феномен диссоциации (расщепления), в том виде, в котором нам показывает фильм, имеет место быть в действительности, точно неизвестно, и может явиться предметом научных дискуссий. Однако в этом отзыве возьмем за основу вариант протекания расстройства, описанный в сюжете, согласно которому внутри героя живет 24 самостоятельные личности. Хотя, все же, представляется более точным назвать их «субличностями», существующими внутри главного героя – Кевина Крамба.
Травма, перенесенная главным героем в детстве, привела к расщеплению, и появлению субличностей, или альтер-эго, которые призваны «защитить» его. Подсознание человека всегда стремится защитить «ядро личности», примирить личность с внешними обстоятельствами и с самой собой. Так вот, столкнувшись с чрезмерной жестокостью матери, которая избивала трехлетнего Кевина, его подсознание «создало» первую субличность, которая помогала ему поддерживать чистоту и порядок, которых требовала от него мама. Хочется обратить внимание на то, что расщепление наступило у героя в раннем возрасте, когда еще не сформирована идентичность личности. Пока он не знает ответов на вопросы «Кто Я?», «Какой Я?» и т.д., поскольку ответы либо еще не оформились, либо они неприемлемы, неэффективны и отвергаются социумом.
Неспособность самого Кевина, как целостной личности, как отдельной единицы, справляться с невыносимой жизнью, приводит к тому, что различные субличности в разные моменты берут на себя функции его защиты и сколько-нибудь безболезненного существования в этом мире.
Барри – наиболее социально адаптированная из субличностей Кевина, демонстрирующая раскованность, уверенность в себе, «светскость» – долгое время позволяла ему устанавливать контакты с социумом и управляла «выходом» остальных субличностей. Барри наиболее адекватен, и более приемлем для общества, чем остальные субличности и сам Кевин.
Однако в какой-то момент то, что делает Барри для Кевина, становится недостаточным, или неустраивающим. Барри начинает терять позиции – на первый план выходят более жестокие, асоциальные субличности, в частности, Деннис.
Возможно, в тот момент, когда произошло расщепление, это было единственно возможным вариантом справиться с внутренними и внешними противоречиями, чтобы как-то обеспечить выживание Кевина. Однако, потеряв однажды целостность, и раздробившись на отдельные субличности, каждая из которых взяла на себя отдельные функции по обеспечению безопасности или удовлетворению потребностей Кевина, он лишился некой силы, мощи, которая может быть только при полной интегрированности, целостности, гармоничности отдельных структур личности. Для того чтобы раскрыть эту мысль, можно использовать такую метафору: одно единое, мощное войско сильнее, чем совокупность отдельных, самостоятельно функционирующих воинских подразделений.
Другими словами, то, что было призвано помочь, адаптировать Кевина к миру, помочь ему выжить в определенный момент его жизни, снизив невыносимую боль и неприятие, потом становится источником дезадаптированности, потому что так же как
сокращается боль, когда происходит расщепление, так и сила «Я» самого Кевина дробится на части.
Появившись в определенные моменты жизни, его субличности потом не исчезают, а продолжают в нем сосуществовать, и никаких предпосылок к интеграции структур личности у Кевина нет. Потому что сам Кевин перестал расти и развиваться, когда появились субличности, взявшие на себя отдельные функции, он так и не научился себя защищать самостоятельно. У него нет навыков совладания с трудными жизненными ситуациями или неприятием себя, более того, у него нет целостной осознанности в восприятии себя и мира.
К примеру, Хедвиг – девятилетний мальчик, который является одним из его основных субличностей – боится насмешек, он продолжает страдать от неуважения и неприятия окружающих, он старается быть смышленным, хитрым, чтобы выжить, но его способности противостоять жестокому миру чрезвычайно малы – он уязвим. Для каждого возрастного этапа должны быть свои стратегии и модели совладающего поведения, однако Кевин не усвоил их в достаточной степени, а его субличности пытаются компенсировать его беспомощность, и используют самые различные стратегии поведения. Однако ни одна из них не может быть конструктивной и достаточной. В полной мере ни одна из субличностей не может заменить то, что бы мог сделать сам Кевин, если бы вновь обрел целостность, утраченную в результате травмы.
Однако интеграция личности Кевина не наступает, а уязвимость сохраняется, а в какие-то моменты даже нарастает, он хочет, чтобы о «них» (субличностях) узнали, признали их уникальность, в нем «просыпается» «Зверь» – квинтэссенция всей разрушительной силы, способной защитить его, или точнее, «их», любым путем.
Поскольку расщепление наступило в раннем детстве, У Кевина мало позитивного опыта в том, чтобы быть целостным, интегрированным, осознанным. Однако, несмотря на это, представляется, что в психотерапии необходимо было работать именно над интеграцией личности самого Кевина Крамба, над его принятием самого себя, принятием мира и способностью противостоять трудностям. Возможно, в этом случае потребность в субличностях отпала бы, а потребность в «Звере» вовсе и не возникла бы, но это была бы совсем другая история.
Медицинский психолог, психолог-консультант,
кандидат психологических наук Эркенова М.М.