К психотерапевту пришли мать и дочь. Яркая моложавая элегантная мать и толстая неухоженная дочь лет двадцати. Мама хотела, чтобы дочь сбросила вес. Но в процессе терапии доктор понял происходящее, очень хорошо понял. Как только девушка начинала соблюдать диету и худеть, мать сначала набрасывалась на дочь с придирками и оскорблениями. Скандалила, требовала чего-то, обвиняла, унижала…
Кроткая любящая девушка плакала и просила прощения, хотя была не виновата. Придраться можно к чему угодно, не так ли? А потом мать смягчалась и готовила жирные, калорийные, вкусные блюда, покупала торты, пирожные… И угощала дочь. Баловала вкусненьким. Вес снова возвращался.
Стоило дочери пойти в спортзал, как мать начинала болеть или прибирать квартиру. Или ремонт делать. Присутствие и помощь дочери были необходимы! После занятий в университете сразу домой! Спорт может подождать. Девушка не отличалась сильной волей и не умела перечить матери. Она пыталась настоять на своём, но начинался скандал, попреки, обвинения… А потом покупался торт.
Такой замкнутый круг. И стало понятно, что мать говорит одно, а делает совершенно другое. Уродует собственного ребёнка.
В молодости эта мать была красива и пользовалась успехом у мужчин. Она старела, теряла привлекательность. А дочь росла красавицей, только полнота ее портила. И под влиянием матери полнота превратилась в ожирение, которое скрыло привлекательность девушки, обезобразило ее. Мать завидовала дочери и не желала ей счастья; она хотела иметь некрасивую прислугу рядом с собой. Некрасивую толстую «подружку», на фоне которой эффектно выглядела в свои пятьдесят. Нельзя отнять молодость, но можно отнять красоту!
Мать питалась дочерью. Завидовала юности и привлекательности. Но при этом хотела чувствовать себя хорошей, доброй, не разрушать свою идеальную самооценку. Она вела себя как одержимая; ну, в древности завистников и считали одержимыми, а зависть изображали в виде жабы на груши человека; жабы-демона.
И не только физическую красоту отнимает мать-завистница. Она отнимает здоровье, это очевидно. Здоровье физическое и психическое. Отнимает веру в себя. Надежду на счастье. Радость жизни. Успех. Талант… Это не так заметно, как избыточная полнота, но это ещё опаснее и больнее.
Рядом с одержимым завистью человеком находиться опасно; возможно, зависть - это вид психического расстройства. И мать, одержимая завистью, может причинить немало зла. Задобрить мать - вот что пыталась сделать дочь, поедая жирные и вредные яства. Подсознательно дочь дала согласие стать уродливой и больной, если так угодно маме. Подсознательно дочь, которой завидует мать, согласна стать несчастной, неудачливой и бедной, - потому что маме этого хочется. Мама так велит, даже если говорит совсем другое.
Это и есть «материнское проклятие» - подсознание ребёнка выполняет приказы матери, даже неозвученные.
Девушка пришла в норму, когда стала работать и смогла снять комнату. Вес ушёл, она расцвела и стала красавицей, как заколдованная принцесса из сказки. Но сколько таких заколдованных принцесс так и живут под влиянием злого материнского очарования? Выполняя волю стареющей матери-ведьмы, как говорил Берн о таких завистливых мамах...
Анна Кирьянова