На всех внутренних и внешних стенах храма Соломона были резные образы херувимов, пальмовых деревьев и распускающихся цветов (3 Цар. 6,29) Так же, на двух половинах дверей храма, сделанных искусными мастерами из масленичного дерева, изнутри и снаружи, были вырезаны и обложены золотом изображения херувимов, пальм и распускающихся цветов (3 Цар. 6,32)
Какой же смысл заложен в этих изображениях, что обозначают пальмы, цветы и ангелы, нанесенные на всех стенах храма Соломона?
В память об освобождении народа Израильского из Египетского рабства, которое было образом или тенью искупительной жертвы Христа, Бог заповедовал народу Своему праздник кущей, другое название его - «праздник собирания плодов» (Исх. 23,16) в воспоминание о том, как Бог поселил их в кущах (шалашах) когда вывел из земли Египетской (Лев. 23,43) Он повелел народу брать себе в первый день праздника ветви красивых деревьев широколиственных, ветви пальмовые и вербные (Лев. 23,40).
Пальмовые ветви указывают на народ Божий, который видел и Иоанн в своем Откровении, как множество людей, стоящих в белых одеждах перед Агнцем с пальмовыми ветвями в руках (Откр. 7,9)
Но почему именно пальмовые ветви? От черного моря вел Моисей народ Израильский через пустыню Сур три дня, утомившись от жажды они не смогли пить воду в Мерре, потому что она была горька, Моисей бросил в воду дерево и вода сделалась сладкой, там народ получил уставы и закон, там он был испытан. Потом они пришли в Елам, где было двенадцать источников вод и семьдесят финиковых пальм (Исх. 15,22-27) В этой местности было много пальмовых деревьев, и Бог в их всем известном образе обозначил народу будущее благо. В стране мертвого моря, в те времена, по свидетельству древних историков, действительно были целые пальмовые рощи. Так, Иерихон по обилию в нем пальмовых деревьев, назывался городом пальм (Втор. 34,3)
При входе Иисуса Христа в Иерусалим именно пальмовые ветви находились в руках у народа (Ин. 12,13; Мф.21,8; Мк. 11,8; Лк 19,36) А в вербное воскресение, когда православными христианами воспоминается вход Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим, люди приходят в храм с ветвями вербы, символизирующими те самые пальмовые ветви, которые народ клал две тысячи лет назад под ноги Спасителю. И если бы в нашей местности росли пальмовые деревья, то несомненно в храме христиане стояли бы именно с ними. Эти ветви символизируют народ избранный, одержавший победу над смертью, привившийся к древу жизни и ставший ветвями этого дерева, которое находится посреди рая Божьего (Ин. 2,7).
Этот народ покоряет себя Сыну Божьему, под ноги Его, становясь сынами Бога Отца. Через Христа они делаются покоренными и Отцу (1 Кор. 15,26-28) ибо написано: "Я и Отец - одно" (Ин 10,30) Люди сделались в Адаме землей (Сир 17,31) , подножием ног Господа, хотя созданы быть небом и престолом Его (Деян 7,49). Ведь Царствие Небесное по слову Господа внутри нас есть, и царствие это человек может иметь внутри себя только при наличии Царя, которого он признал и которому покорился.
Пророк Исаия издревле предвозвещал рождение Иисуса Христа говоря, что Слава Ливана придет к человечеству Адама через Бога воплощение. Сам Господь наш назван здесь кипарисом (как елью) и певгом ( πεύκη̣ сосной) и вместе кедром, явившимся украшением места святилища Божьего, которое и есть человек (1 Кор. 3,16). И Я прославлю подножие ног Моих, говорит Господь о человеке (Ис. 60,13)
Ливан - это горный хребет в Финикии, покрытый высокими кедрами, кипарисами и пихтами. Эти величественные и вечно зеленые деревья прославили Ливан. И вот такая же слава придет на Иерусалим, как могущество и вечная жизнь выраженная в величественной высоте этих деревьев и их вечно зеленеющих ветвях, ибо придет твой свет и слава Господня на тебе воссияет, говорит пророк. (Ис. 60, 1-13).
Яркий праздник Рождества Христова не обходится без елки, или еловых ветвей, заменивших в нашем климатическом поясе ту же пальму, ветви которой служили в свое время материалом для шалашей, в которых жил народ после выхода из Египта . Именно ими украшаются храмы на рождество Христово, так же, как кедры Ливанские украшали в храме Соломона стены, и как рождение Христа украсило Собой все человечество и прославило его.
Пальмы на стенах храма Соломона напоминали так же и жезл Аарона, косвенно указывая на Самого Иисуса Христа по плоти, вышедшего из корня Иессеева. А множество этих пальм - на Его святых, и на рождение свыше в крещении множества верующих христиан. И выйдет жезл из корня Иессеева, говорит пророк Исаия (Ин. 11,1) и цвет от корня его взойдет, ведь Иессей является отцом Давида, от колена которого рождена Мария, Матерь Господа нашего. Так же Христос здесь назван еще и цветом, который взойдет от этого корня и распустится.
Распустившиеся цветы на стенах того же храма Соломона символизировали воскресение Христово, как и расцветший жезл Аарона, а их множество - всеобщее воскресение во Христе Иисусе Господе нашем. Чрез жезл Он косвенно знаменуется и как имеющий царское достоинство, ведь жезл есть знамение царства: "престол Твой, Боже, в век века: жезл правости жезл царствия Твоего" (Пс. 44,7). Все эти образы указывающие на Иисуса Христа, как тень истины указывают на Того, кто и есть Истина (Ин. 14,6)
Херувимы же на стенах храма символизируют служителей Божьих, ведь Ангелы - это служебные духи. Ангелами как посланниками и служителями Божьими в писании нередко называются и люди, например Иоанн Креститель назван Ангелом, посланным пред Христом (Мк. 1,2; Мф. 17,11) Моисей и Аарон так же названы Ангелами, через которых был преподан Закон (Гал. 3,19; Ин. 1,17). Апостол Павел называет избранными Ангелами святых Апостолов, избранных учеников Христовых (1 Тим. 5,21), несущих благовествование Божье всем народам по всей вселенной (Лк. 6,13; Лк. 10,1; Ин. 6,70; Ин. 13,18;Ин. 15,16; Деян. 1,2). Они уже здесь удостоились вкусить эту сладость пребывания в будущем веке, находясь во плоти, но живя не по плоти, становятся они равными Ангелам. (Лк. 20 ,36) Будучи духовными, пребывающими в духе Господнем, как Его служители, посылаются и они на служение для тех, которые имеют наследовать спасения (Евр 1,14).
Ибо Слово "Ангел" на древнегреческом языке выглядит как ἄγγελος и означает вестник, посланец. Так же и слово Апостол ἀπόστολος обозначает посла или посланника, как например пророк Ахия в Третьей Книге Царств назвал себя по отношению к жене Иеровоама грозным посланником - ἀπόστολος (3 Цар 14,6), что соответствует еврейскому слову "шалиах".
Так и Христос говорит, что придет со своими святыми Ангелами во славе своего Отца, чтобы воздать каждому по делам его, имея Ангелами Своих учеников - святых Апостолов (Мф. 16,27-28) Ведь не об Ангелах сказано, что они будут судить сынов человеческих, напротив, сказано, что святые будут судить ангелов (1 Кор. 6,3) своим житием. Тех ангелов, которые не сохранили своего достоинства и сменили свое небесное отечество на земное, они будучи духовными стали жить плотью, и соблюдаются Богом в узах тьмы, на день суда (Иуд. 1,6). Эти ангелы будучи увлеченными змеем древним сатаной, вместе с ним, были вложены с небес, на которых не нашлось им места, в землю, то есть в человека, и живут человеком, и похотствуют им, управляясь с его плотью как с неким орудием (Пс. 56,5). Они будучи духовными сделались плотскими, будучи духами, приложились к плоти человеческой, а святые Господа напротив, отверглись самих себя, и тех, кто пребывает в человеке, постоянно склоняя его ко греху. Они (святые) будучи во плоти, и имея различные немощи и нужды, умертвили эту свою плоть, сделавшись еще в этом веке духовными, соединившись с Господом сделались они единым Духом с Ним. И те, кто оставили землю ради Царствия Небесного будут судить тех, которые оставили небо, ради земли и праха.
Христос говорит, что последовавшие за Ним святые Апостолы, оставившие ради Него дом, близких, да и саму душу в мире сем, в новом веке, когда сядет Иисус Христос на престоле славы Своей, сядут и они на двенадцати престолах, судить весь род человеческий, род Адамов (Мф. 19,28). И в Откровении Иоанна Богослова двенадцать Апостолов названы двенадцатью Ангелами (Откр. 21,12) Так же и когда преобразился Христос перед Своими учениками, они увидели Его грядущего в Царствии Своем со Своими святыми Ангелами - Моисеем и Ильей (Мф. 16,28).
До грехопадения Адама человек в Нем был престолом Господа, и Бог восседал на этом престоле, в сердце человеческом (Иез. 28,2). А Ангелы были посредниками в откровениях между Богом и человеком, они есть служили Богу как посланники Его откровений для людей и других Ангелов. И вот, Херувим осеняющий, возгордился от чрезвычайности откровений Божьих, и ум его вознесся так, что стал он почитать себя богом (Иез. 28,2) и начал прибавлять и убавлять от откровений подаваемых ему, поставив ум свой наравне с умом Божьим. От такой неправедной торговли - передачи ложных откровений произошло осквернение святилища - то есть, первый человек Адам был осквернен ложью и пал. Человек перестал быть небом и престолом Божьим, он стал землей, подножием ног Господа (Деян. 7,49). Будучи изгнанным из рая на землю он перестал иметь доступ к древу жизни, которое есть Сам Господь и душа человека Адама умерла. Херувим с обращающимся пламенным мечем был поставлен у входа в рай, чтобы охранять путь к древу жизни (Быт 3,24) Пламенный же меч есть слово Божие (Откр. 1,16), так и Христос называет Себя дверью, которой человек выходит из ада и входит в рай души своей (Ин. 10,9) И до Бога воплощения эта дверь была закрыта для всех людей.
Итак, до пришествия Христа все откровения от Бога передавались через служебных духов, Ангелов, от херувимов осеняющих, поставленных Богом чтобы осенять (Иез. 28,14), то есть, передавать Божественные откровения нижестоящим Ангельским чинам, названным огнистыми камнями, пребывающими на горе Божьей, и так по нисходящей лестнице, вплоть до людей. В Библии есть немало мест, где Господь Бог называется восседающим на Херувимах (1Цар. 4:4; 2Цар. 6:2; 4Цар. 19:15; 1Пар. 13:6; Пс. 79:2; Пс. 98:1; Ис. 37:16)
*В книге пророка Иезекеиля есть описанное им видение Божие при реке Хориве, когда отверзлись ему небеса и увидел он подобие четырех животных, с четыремя лицами и четыремя крыльями, и облик их был похож на человека. Четыре лица у каждого из них были как лица тельца и льва слева, а человека и орла справа. Каждое из этих животных шло в свою сторону, куда смотрело лицо его,не оборачиваясь, и голос был над головами их, голос Божий (Иез. 1,1-28). После этого видения Бог послал пророка Иезекеиля к непокорным людям, к мятежному дому Израилеву (Иез. 2,1-6). Пророк Божий получил откровение от Бога через Ангелов в виде свитка (Иез. 2, 1-6) он съел его и пошел к людям, как посланник Божий.
После преступления Адамом заповеди Божьей, человек стал преступником, но когда через Моисея был преподан закон, делами которого познается грех, человек стал рабом греха, а когда пришел Иисус Христос люди через него сделались сынами Божьими. Все пророки до Христа, двенадцать малых - Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии; и четыре больших - Исаия, Иезекеиль, Иеремия и Даниил, были прообразом посланников Христовых, Его двенадцати Апостолов - Андрея, Петра, Иакова, Иоанна, Матфея, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Иакова Алфеева, Симона Зилота, Иуды Иаковлева, Матфея принявшего Апостольство вместо иуды искариота; и четырех Евангелистов - Матфея, Луки, Марка и Иоанна. Так, Пророк Даниил является прообразом Иоанна Богослова, а Исаия прообразом Матфея. Ведь ветхозаветные пророки говорили об образах будущих благ, в образах они являли пророчества о Христе и образы эти были как тень истины. Новозаветные же Апостолы и Евангелисты говорят прямо об Истине, и слова их через тень видимых ветхозаветных образов открывают невидимую и сокровенную истину, то есть Христа.
Итак, на всех стенах Храма Соломона были изображены Херувимы с человеческим лицом, которые являются прообразом современных святых Господа нашего Иисуса Христа, через которых Он передает Свое учение - Евангелие Царствия, которое не есть человеческое, но Божие. От того,что Бог стал еще и человеком, все откровения Божьи теперь передаются так же и через человеков. Они стали престолом Его как и ранее, но только в отличие от Адама имеют рождение от Бога свыше, а не от земли и возвышены они до неба, посажены рядом с Отцом и прославлены во Христе Иисусе Господе нашем. Поэтому став равными с Ангелами являются они сынами Бога Небесного и по образу херувимов делаются Его посланниками и служителями. Святые образы на стенах новозаветного храма есть истина, а изображение херувимов с человеческим лицом в Храме Соломона, всего лишь тень этой самой истины. Это свидетельство, что человек получил через Христа спасение, выраженное в приведении его к Отцу своему Небесному и исцелении человеческой (Адама) природы, приведении человека в свое естественное состояние.
Что есть человек, чтобы Ты помнил его? или сын человеческий, чтобы Ты посещал его? Умалил Ты его чем то малым по сравнению с Ангелами, славой и честью увенчал Ты его, и поставил Ты его над делами руки твоей, все покорил Ты под ноги его, овец и волов - которые будучи домашними животными являются прообразом народа Израильского, и еще полевой скот - который будучи диким и неприрученным является прообразом язычников, птиц небесных - которые есть Ангелы, и рыб морских - которые есть прообразно души людей разлученные с плотью, которые переходят стези морские. Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли. (Пс 8,5-10)