Найти тему
Слово у Бога

Святой Епифаний Кипрский о поклонении святым и Деве Марии

Святой Епифаний Кипрский (Том 5 творений, против Коллиридиана стр. 277-292) прямо говорит, что никто из святых не должен быть поклоняем (подобно Богу), да не предадимся заблуждению, существовавшему еще в древности, чтобы оставлять Бога живого и поклоняться созданному от Него. Ибо поклонялись и служили, сказано, твари более чем Творцу, заменив истину Божью ложью (Рим. 1, 25) Ведь если и Ангелам запретил служить и поклоняться Бог, то и рожденной от Анны и дарованной ей от Иоакима, данной им по обетованию Божьему ради молитвы их и всяческой заботы, рожденной по естеству человеческому от семени мужа и утробы жены.

Невозможно никому родиться вопреки природы человеческой, только одному Иисусу Христу уступила природа, Он будучи Создателем и Властелином всего образовал Сам Себя от Девы, как от земли, сошедший с небес Бог, Слово облекшееся плотью принятой от святой Девы.

Но и после этого Дева не должна служить предметом поклонения, нельзя делать Ее Богом, и нельзя приносить жертв во имя Ее. Святой Епифаний спрашивает, какое Писание учило об этом? Кто из пророков внушал поклоняться человеку, не говоря о женщине? Хотя Мария есть сосуд избранный, однако женщина по природе ничем от других не отличающаяся. Подлинно, свято было тело Марии, говорит Святой Епифаний Кипрский, и однако же она - не Бог. Подлинно Дева была девою, и почтенною, однако же Она дана нам не для поклонения, но Сама покланяется Рожденному от Нее по плоти и Сошедшему с небес из недр Отчих. Не допустил Господь Ее до совершения крещения или благословения учеников, не повелел начальствовать на земле, а желал только того, чтобы Она была святынею и удостоена была царствия Его.

Итак, откуда же у нас этот кружащийся дракон? Спрашивает святой, зачем возобновляются лукавые советы? В чести да будет Мария, но поклоняем должен быть Отец и Сын и Святой Дух, Марии же никто не должен поклоняться. Не говорю жене, но и мужу, только Богу усвояется это таинство, даже ангелы уступают место Богу в таком славословии.

Итак, святые угодники Божьи, и Матерь Господа нашего Иисуса Христа, пресвятая Дева Мария, вместе с их святыми образами (иконами) подлежат почитанию, как видимому, так и невидимому; как коленопреклонению и целованию, так и внутреннему благоговению, это благочестиво и Богу угодно. Но не подлежат служению и поклонению воздаваемому как единому Богу в Троице прославляемому, Отцу, Сыну и Святому Духу.