~ невыдуманные рассказы о животных ~
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
В моей квартире живёт очаровательнейшая крольчиха по имени Эй или Эйка (мохнатая лисья). Ей уже скоро неполных четыре годика. А купил я Эйку шестимесячной. Для кроликов это зрелый возраст.
Бывший «хозяин» таскал крольчиху, потехи ради, за уши, содержал в отвратительно грязной клетке, кормил чем попало и когда придётся. От голода и истощения Эйка пожирала газеты, которые стелили ей в качестве подстилки. От этого она часто, серьёзно и долго болела.
Как только я выпустил крольчиху из клетки в моей квартире, она вмиг перекусила новёхонький телефонный провод, попробовала на зубок тапочки в прихожей, оторвала кусок дорогостоящих обоев на кухне, почесала коготки о шторы в спальне и несколько раз подпрыгнула, чтобы заглянуть на журнальный столик. Когда же Эйка легонько куснула меня в ногу (а это знак самого доброжелательнейшего её расположения), я понял - кролику у меня понравилось. И тотчас выбросил несносную железную клетку на улицу.
Эйка оказалась невероятно настырной и чрезвычайно упрямой девочкой. Когда я слёзно просил её не обрывать обои в квартире и не грызть заморскую мебель, в знак протеста она стремительно убегала на кухню, умело взбиралась на обеденный стол и, бурно возмущаясь, усердно сбрасывала мордочкой лишние, как ей казалось, предметы и продукты.
Кстати, в эту минуту запрещается кричать. Испугавшись законного вашего негодования (а кролики невероятно чувствительны к интонации голоса), ушастая хулиганка может прыгнуть не на диван или стул, откуда взобралась, а на скользкий и твёрдый пол. У кроликов нет такой пластичности и гибкости, как у кошек, поэтому они могут переломать свои хрупкие тонюсенькие передние лапки.
Раньше, когда я собирался выйти из квартиры, закрывал суетливую ушастую хлопотунью в ванной комнате. Оставлять озорницу без присмотра было опасно для её жизни. Возвернувшись, открывал дверь и говорил:
- Эй, ты где, маленькая, хорошенькая?
Из-под ванны задорно вылетал рыженький пушистый комочек, который легким укусом в ногу приветствовал меня. Именно так крольчиха получила имя Эй или Эйка.
Несколько раз в день Эйка старательно охорашивается, тщательно смачивая слюнкой не одну лапку, как делают кошки, а сразу две, сидя вертикально (столбиком) на задних. Небезынтересно наблюдать, как она поочерёдно прижимает ушки к мордочке и трепетно вылизывает их кончики. Телу крольчиха уделяет меньше внимания из-за своей неповоротливости.
Если Эйка попадает в комнату, в которой ещё никогда не была или была очень давно, на полу оставляет кал в виде маленьких редких чёрных «жемчужин». По утрам они мяконькие и вязкие, словно пластилин. Я аккуратно собираю эти «жемчужинки» и выбрасываю в мусорное ведро.
Если ушастая непоседа прыгнет на постель и помочит её (кролики большие любители этого трюка), ни в коем разе не кричите. Запомните! Всё равно вы не отучите его от этого дела. Но иступлённым своим криком можете привести неукротимого любимца в болезненное и шоковое состояние. Часто такие ситуации заканчиваются смертью взволнованного милого создания. Необходимо просто-напросто бережно взять напуганное четвероногое существо одной рукой между передними лапками, а второй – под животик и осторожно, чтобы обворожительнейший шалунишка не ухитрился вас цапнуть, перенести в нужное место.
Кролики своенравные и независимые существа. Их невозможно заставить оправляться там, где этого хотите вы! Нужно терпеливо дожидаться, где ваш друг облюбует себе место. И там смастерить ему туалет.
К примеру, Эйка выбрала кусочек простыни, который каждое утро я полощу в горячей воде без мыла и порошка. И вешаю сушить. Стелю другой, уже высохший, не забывая подкладывать целлофан, чтобы не было неприятного запаха. И так я проделываю каждодневно.
Все новые предметы, животных и даже всяких-разных неказистых букашек-таракашек Эйка пренепременно касается своим подбородком, дескать, «добрый день!» или «Будем знакомы!»
Когда угощаешь крольчиху волнующе душистым укропом, нежным на вкус салатом или вкусно-сладкой морковкой, а её интересует нечто другое, но и вас не хочет обидеть, - обязательно с почтением она проведёт подбородком по угощению, мол, «большое спасибо!» Если же вы будете упрямо и настырно предлагать ваш соблазнительный подарок, Эйка в знак уважения интеллигентно откусит крохотный аппетитный кусочек, затем отскочит в сторонку, но строго после того, как спервоначала с чрезвычайной учтивостью проведёт подбородком по угощению, дескать, «очень вкусно! Спасибо! Доем на досуге!»
Таким образом кролики мечут еду и предметы.
Эйка ест понемногу, но часто, тщательнейшим образом пережёвывая пищу, точь-в-точь благовоспитанная леди. Как правило, трапезничает ушастая аристократка вечером, ночью и утром. В полдень она предпочитает безмятежно отдыхать. В душное лето она томно растягивается где-нибудь в тенёчке, а лютой зимою - разнежено вытягивается возле батареи. В это время гордую барышню лучше не беспокоить. Потревоженная некстати Эйка становится раздражительной, агрессивной недотрогой и может пребольно и опасно укусить.
Величайшее наслаждение властной и впечатлительной ушастой барыне-сударыне доставляет перегрызать веточку пахучего плодового дерева, если один конец его держать в руке, а другой упереть горизонтально в стенку. Эйка не только точит острые, словно лезвие, зубки, но - съедает с аппетитом сочную, мягкую, ароматную, богатую витаминами кору. А вот белокочанную капусту терпеть не может. От неё у Эйки вздувается животик и начинается страшнейший понос. А ещё обладательница тонкого вкуса не терпит запаха жира, мяса, мыла и табака на свежекупленных клубах пахучего укропа или хрустящего щавеля. Не на шутку может раскапризничаться, если тщательно не промыть угощение. В этом случае свежепромытую зелень важно тщательно просушить, не забывая, что мокрая, повядшая и прелая трава очень опасна для здоровья вашего любимца. В противном случае Эйка дерзко объявит бессрочную голодовку.
Эйка радушно чаёвничает с другими животными. Она любезно позволяет ловкому и важному коту Маркизу полакать молоко из своего блюдца, а шустрому и неугомонному хомячку Сашке разрешает бесконечно таскать сырые подсолнечные семечки в свои закрома под ванной. При этом крольчиха незлобно покусывает своих приятелей, проявляя эдак своё расположение. И частенько провоцирует на игру.
Кошачье племя воспринимает подобные нежности как угрозу и нередко, вздыбив свой загривок, устрашающе шипит. Но - предусмотрительная кокетливая ушастая шалунья стремглав отбегает, мотая головой (в прекрасном настроении кролики всегда мотают головой и высоко подпрыгивают), разворачивается удивительным манером прямо в воздухе и с урчанием, похожим на грозное рычание, делает отважный выпад вперёд. Ежели и вы порешили поучаствовать в игре, опрометью удирайте, ибо таковы правила крольчих догонялок.
У Эйки безупречно чуткие ушки – настоящие радары. Она улавливает тончайшие звуки на очень далёком расстоянии. Вот простой пример.
Было двенадцать часов ночи. Я читал книгу, полулёжа на диване. Деликатная Эйка смирнёхонько сидела в кресле и доедала душистую траву, собранную накануне мною в лесопарке Лосиный остров. В квартире больше никого не было. Царили тишина и покой. Внезапно крольчиха приняла тревожное выражение и замерла, ровно заворожённая. Затем она спрыгнула с кресла, навострила ушки в сторону прихожей и беспокойно начала стучать задними лапками по полу.
Доподлинно мне было известно, что подобным образом кролики, молчуны по природе, заставляют обратить на себя внимание. Поэтому превежливо я заметил ей, что уже довольно поздно, и я не буду играть. К величайшему моему изумлению, Эйка не обращала на меня ни малейшего внимания. Лишь еле заметным поворотом одного уха в мою сторону она давала понять, что всё слышит и ситуацию держит под контролем. Её пристальное внимание и второе ухо были прикованы к тёмной прихожей.
Я встал, крадучись прошёл на кухню, опасливо заглянул в ванную комнату и туалет, потихоньку прислушался к шороху и звуку на лестничной площадке. Но стояла мёртвая тишина. Эйка же продолжала беспрестанно стучать задними лапками по полу. Прошло минут тридцать-сорок прежде, чем взволнованная крольчиха мало-мальски успокоилась.
Спустя два-три дня ко мне заглянули товарищи. Каково же было моё удивление, когда приветливая Эйка, прежде радостно встречавшая гостей, вмиг нырнула под кресло и начала стучать задними лапками по полу.
Я рассказал ребятам о злополучной ночи. В ответ же услышал, что именно в полуночное время достопамятного дня компания «друзей животных» рыскала по округе в поисках добродушного пса Шерифа, который, как выяснилось, таился у двери моей квартиры.
Мне сразу всё стало ясно. Обладая уникальным слуховым аппаратом, чуткая Эйка слышала за дверью присутствие Шерифа и фиксировала опасность. Теперь, определив угрозу рядом (пёс терпеливо томился за входной дверью), она предупредительно била лапками тревогу.
Значит, ударами задних лап по полу или земле кролики не только настойчиво заставляют обратить на себя внимание, но и выражают страх перед опасностью!
А ещё Эйка боится замкнутого пространства - следствие варварского её содержания в тесной и загаженной железной клетке. Оказавшись затворницей, она всячески старается распахнуть настежь закупоренные двери комнат. И со временем крольчиха хорошенечко запоминает, что дверь на кухню открывается, если толкнуть её передними лапками, а в ванную комнату можно попасть, если потянуть краешек двери зубками на себя. Стоило мне выйти на пару часов из номера пансионата «Солнечный», что в Геленджике, как любознательнейшая Эйка, подстрекаемая предстоящими впечатлениями, умело распахнула незапертую дверь балкона и смело отправилась путешествовать. Она добросовестно обрывала в соседних номерах отставшие от стен обои, усердно перекусывала разбросанные электрические провода, по-хозяйски сбрасывала с тумбочек продукты и предметы. Чтобы наверняка запомнить, где навела порядок, оставляла на полу маленькие чёрненькие «жемчужинки». Наткнувшись на похрапывающего бровастого мужика, Эйка забралась к нему на постель, обильно помочила подушку (в знак особого своего расположения кролики всегда мечут предметы у головы избранника) и осторожно стала водить подбородком по его могучей волосатой длани, мол, «добрый день! Как вас зовут? Будем знакомы!»
Спросонья бородатому дядьке померещились шевелящиеся рожки махонького чертёнка. И от ужаса он одичало заорал. В ярости от подобного гостеприимства ушастая хлопотунья оторвала кусок от его железнодорожного билета и беспрепятственно выскочила на балкон. Когда я воротился в мой номер, ушастая непоседа с невозмутимо-величавым видом скучала на моей кровати и о чём-то сосредоточенно размышляла. Интересно, о чём? Может, о невидимых человеческому глазу объектах? Видите ли, кролики обладают необычайной силой видеть мир таинственного. И в этом я убедился после жутчайшего случая с Эйкой. А дело было так.
Крольчиха разбудила меня среди ночи мощными ударами своих задних лап по полу.
- Миленькая бубунечка, - пробурчал я спросонья (так я называл её за способность стучать лапками), - пожалуйста, не мешай спать. Соседи заругаются. - И тотчас крепко уснул.
Вдруг слышу: по бетонной лестничной площадке поднимается неведомый мне субъект. Я попытался рассмотреть его, мысленно проговаривая: «А как же могу видеть сквозь стенку?» Каким-то загадочным чутьём «нелёгкий» уловил моё недоумение и остановился вроде бы в нерешительности, затем - внезапно повернул голову в мою сторону. От испуга я вскрикнул и проснулся. Поныне никак не могу забыть, что вместо лица у него зияла чёрная пустота.
Я включил свет, осмотрелся.
Крольчиха безостановочно кружилась вокруг своей оси и жалобно похрюкивала. (Эдакими звуками кролики выражают страх.) Пристально вглядывалась в таинственную пустоту, поднимая и опуская голову, словно кого-то высматривала незримого. Кое-как я успокоил крольчиху, но сам долго не мог заснуть под впечатлением неведомой мне доселе странной ситуации. Спустя месяц я вновь услышал грохот поднимающегося по лестничной площадке абстрактного лиходея, который, подойдя к двери моей квартиры, в нерешительности потоптался, а потом дерзко изо всех сил ударил по ней кулаком.
В это мгновение повеяло приближающейся грозной опасностью.
(продолжение следует...)