Найти тему
Евгения Бельцова

Как учителю потерять управление классом (вредные советы)

Вредные управленческо-педагогические советы.

По такому же принципу можно потерять управление, в общем-то, любым коллективом. Пользуйтесь на здоровье :-)

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Это, естественно, сарказм. Я просто хотела описать один из шаблонов поведения учителя, который сильно способствует потере управления классом. Имела счастье наблюдать процесс во времени, он разворачивается где-то за полгода. Класс потом идёт вразнос, учитель жалуется и плачется (правда, там сыграло ещё несколько косяков управленческих, не только этот).

Для более общего подхода к описанию сразу напомню, что учитель -- он руководитель (управленец, менеджер), а класс -- тот же человеческий коллектив, только на более низком уровне развития: опыта у детей меньше, коммуникативные навыки послабее, способность прогнозировать последствия не так развита и пр., что, в принципе, понятно, они только учатся этому всему. А поэтому и применяемые к детям методы управления должны быть приземлённее и проще, так сказать, ближе к железу. При этом помним о недопустимости физического и психического насилия! Пример к моим словам такой приведу: вот взрослому скажешь "кастрюля горячая", и он уже дальше сам знает, что надо взять прихватку, крышку аккуратно поднимать, чтоб не обжечься паром. А ребёнку всё это нужно разъяснить, у него в мозгу слова "обжечься паром" никак не связаны с физическим ощущением и образом действий, то есть шаблоном поведения.

Я же хотела поговорить о том, что учитель (руководитель) обязательно должен проверять поступающую от детей (подчинённых) информацию, особенно кляузную, и пресекать ябедничество. А иначе может получиться так: приходит, скажем, Вася к учительнице и про условного Толю рассказывает, что тот матерится. Если учительница без проверки сразу же пишет Толе замечание или ругает (особенно перед классом), то Вася смекнёт, что интересная штука получается, особенно, если Толя матом не ругался, а Вася его просто оговорил. Учительницей можно вертеть, как захочешь, и напакостить одноклассникам, которые не нравятся. Эту фишку просекут и другие ученики и тоже станут пользоваться. Дело особенно усугубляется, если учитель завёл себе в классе любимчиков, и доносы от них принимаются, а остальные не могут даже свою позицию высказать.

Класс быстро понимает, что учитель слаб и легко манипулируем, он теряет авторитет. Тогда и без того слабое управление сваливается ниже плинтуса, класс идёт вразнос, поведение ни к чёрту, дети не слушаются.

"А что же делать?" спросите вы. Во-первых, пришедший с ябедой должен почувствовать, что он отвечает за то, что говорит. Если дело действительно реальное (кто-то что-то кому-то сделал), устраивать что-то типа очной ставки, пусть оба и объясняются. Вернёмся к тому примеру с Васей и Толей. Если выясняется, что Толя матерился, то замечание ему в дневник или устное поругание. И ни в коем случае нельзя хвалить Васю за донесение, лучше спросить, почему сам не попытался пресечь поведение Толи. Нельзя, чтобы в мозгу ребёнка связалось в единый шаблон "наябедничал - другому плохо - самому удовольствие". Если выясняется, что Толя не матерился, а Вася наврал, то наоборот, Васе замечание или поругание, а для Толи не допустить, чтобы было приятно, что другому плохо. А если же проверить информацию невозможно, то устное поругание обоим. Говорю поругание, имею ввиду небольшое устный выговор, эмоциональность тут тоже важно верно отмерить.

Ну и во-вторых, нужно разбираться во всех происшествиях. Да это трудно (с людьми вообще всегда трудно), но цена вопроса - потеря управления. Ну и просто любить детей, стараться помочь им стать лучше. И помните, что руководитель должен быть справедливым! Это важно, особенно для детей.

Пусть у детей будут замечательные учителя, а у учителей - любящие, внимательные ученики.

Подписывайтесь, ставьте лайки, пишите своё мнение, буду рада услышать истории из личной практики учителей.