Частные художественные собрания и «кабинеты натуральной истории» вошли в моду в Москве и дворянских усадьбах Подмосковья ещё в XVIII в., но, как правило, специальных помещений для них не сооружали. Бум музейного строительства охватил Первопрестольную во второй половине XIX в., когда в городе появились здания Третьяковской галереи (1874), Политехнического и Исторического музеев (оба — 1883). К этому периоду относится и постройка в 1892-1893 гг. первого здания музейного комплекса на Малой Грузинской улице, которое сейчас занимает Биологический музей имени Тимирязева. Его возвели для обширного собрания Петра Ивановича Щукина, представителя знаменитой старообрядческой фамилии фабрикантов-собирателей.
В архитектуре того времени в моде был псевдорусский стиль. Здания Политехнического и Исторического музеев строились в нём изначально, «Третьяковка» получила «русский» фасад в 1902-1904 гг. Не избежал модных веяний и Щукин, тем более что для его собрания, которое именовалось музеем «Российских древностей», как нельзя лучше подходил «сказочный терем» из камня, спроектированный Борисом Фрейденбергом.
В некоторых элементах здания архитектор цитировал памятники древнерусского зодчества — храмы Иоанна Предтечи в Толчкове (его силуэт известен каждому благодаря купюре в 1000 рублей) и Николы Мокрого в Ярославле, палаты бояр Романовых на Варварке. Кроме эстетического имелся и прагматический момент: «недостаток места и небезопасность хранения вещей, в случае пожара, в деревянном доме» — так сам коллекционер обосновал необходимость постройки каменного здания.
В 1895 г. музей был открыт для посещений на два часа в день, пояснения давал сам Пётр Иванович. Однако коллекция продолжала увеличиваться и к 1898 г. рядом выросло ещё одно здание в виде средневековой русской боярской усадьбы, спроектированное Адольфом Эрихсоном. Любопытно, что совет «построить ещё один дом … и непременно соединить его крытым ходом с теперешним музеем» высказал в письме к коллекционеру известный художник-баталист Василий Верещагин.
Музейные корпуса окрестили Старым и Новым музеем, соответственно. Их соединили 30-метровым туннелем, который освещался естественным светом через иллюминаторы в сводчатом потолке.
Обустройство закончили в 1905 г., когда на участке появился одноэтажный музейный архив в виде московских палат XVII в., построенный по проекту Фёдора Кольбе.
В мае того же года щукинский музей «Российских древностей» превратился в «Отделение Императорского Российского Исторического музея имени Императора Александра III — Музей П.И. Щукина». Его собрание из более чем 300 тысяч предметов, куда входили церковные древности и оружие, ткани и ковры, гобелены и шпалеры, драгоценности и посуда, книги и документы, картинная галерея, на момент передачи превышало фонды Исторического музея.
После революции 1917 г. собрание Щукина вывезли в Исторический музей. Через год его усадьбу отдали Музею старой Москвы, а в 1934 г., по ходатайству Максима Горького, передали Биологическому музею.
Все архивные фотографии предоставлены Биологическим музеем, современные фотографии - МОСГОРТУР.
Не забывайте подписываться на наш канал и группы в Facebook и ВКонтакте, чтобы всегда быть в курсе лучших событий в московских музеях!