Я уже писала, что в прошлом сезоне у нас как никогда много выдалось водных поездок. Кратковременных, правда, но оттого не менее интересных. Прокатиться на метеоре Ярославль-Брейтово мы запланировали прошлой весной – и летом поспешили план осуществить: по этому маршруту до сих пор катается судно 1987 года выпуска, так что тянуть с осуществлением задуманного не стали. Поездка интересна еще и тем, что метеор шлюзуется при выходе из Волги в Рыбинское водохранилище – а это само по себе занятный опыт.
Можно проехать весь маршрут из Ярославля в Брейтово часов за 5, но мы на это времени не нашли, ограничились самым интересным отрезком Рябинск-Брейтово (на котором и происходит шлюзование). Логистика, правда, при этом получилась у нас весьма замысловатая: на автомобиле мы добрались до Рыбинска, где запарковали машину и немного погуляли по городу. В 16 с чем-то часов от причала уходит метеор на Брейтово, до которого ехать по воде нужно пару часов (идет судно, кстати, довольно быстро – около 60 км/час скорость). К сожалению, в тот же день уехать из Брейтово уже не получится – последний автобус до станции уходит буквально минут за 20 до прихода метеора – так что без ночевки в Брейтово не обойтись. Этот момент, кстати, смущал нас более всего: делать в поселке особо нечего (его историческая часть ушла под воду при создании Рыбинского моря), а ночевки там недешевы и немногочисленны (в основном, рассчитаны на столичных рыбаков). В итоге, мы все-таки нашли более-менее подходящий вариант, который и позволил нам осуществить весь этот план.
Но сначала небольшой рассказ о селе Хопылево, куда мы отправились первым делом. Село, живописно расположенное на правом берегу Волги известно как место крещения выдающегося русского адмирала Федора Ушакова. В 6 км отсюда в несуществующем нынче сельце Бурнаково находилось имение его отца, где будущий адмирал родился, но с тех пор уцелела только красивая Богоявленская церковь (1701 г) в Хопылево (здесь Федор Ушаков был крещен), которую мы, к сожалению, застали плотно забранной в строительные леса – здесь во всю работали строители. На берегу уже стоит памятный знак в честь флотоводца, а рядом – памятник юному Ушакову и его дяде - Федору Санасарскому, настоятелю Санаксарского монастыря в Мордовии (где и адмирал Ушаков и был похоронен в 1817 году). Когда работы будут окончены (завершение намечено на 2021 год вроде бы), ежели будем живы-здоровы, планируем сюда вернуться, чтобы посмотреть на результат. Надеюсь, кораблик Москвич все еще будет ходить сюда из Рыбинска - интересный маршрут мог бы получиться.
Погуляв немного по Рыбинску и посетив музей затопленного при создании Рыбинского водохранилища города Мологи и Мологского края, отправились к причалу. В отличие от многих российских городов, Рыбинск сохранил вполне живое речное судоходство. Объем перевозок, конечно, не тот, что был лет 30 назад, но все-таки пароходство здесь вполне живо, есть несколько маршрутов, причем, не только и не столько туристических. К рейсовым, кстати, относится и метеор в Брейтово, так что цена билета на него очень щадящая. Погрузившись на борт нашего метеора стали усиленно смотреть в окна, а потом, презрев продавленные кресла и сильный запах солярки в заднем салоне, вообще вышли на крохотную палубу подышать и посмотреть на окрестные пейзажи. Сначала вдоль берегов долго тянутся районы Рыбинска, потом начинаются редкие деревни (в том числе, и с красивой Успенской церковью (1740-1752 гг) в с. Балобаново, куда мы обязательно планируем доехать в будущем). После чего метеор вошел в ворота шлюза, которые стали за нами медленно закрываться.
Оказавшись запертыми с обеих сторон, мы стали рассматривать «циклопическую» каменную кладку стенок шлюза, построенного еще в 1935-1940 гг (с привлечением труда заключенных, что для того времени, к сожалению, было характерно). Подняться нам предстояло почти на 4 метра – и мы, было, подумали, что сидеть нам тут долго. Но насосы здесь работают очень мощные – уже через 10-15 минут наш метеор был поднят на нужную высоту.
Выйдя на просторы водохранилища, первым делом увидели гигантскую фигуру Матери Волги, установленной в этом месте еще в 1952-1953 гг по окончании строительстве ГЭС и водохранилища.
Отрезок пути по Рыбинскому морю живописен, но не слишком информативен с визуальной точки зрения. Когда-то на этих ныне затопленных территориях бурлила жизнь: при создании водохранилища ушли под воду несколько городов (крупнейшим из которых была печально известная Молога), десятки сел, тысячи людей были перселены из своих родных мест. Об этой человеческой трагедии, развернувшейся на фоне одной из крупнейших строек века, рассказывает небольшой музей истории Мологи и Мологского края, расположенный в здании бывшего
Пострадал от затопления и поселок Брейтово - конечная точка маршрута. Здесь почти не осталось старины, т.к. историческая часть была затоплена при создании водохранилища. Но здесь чисто, комфортно и живописно - в частности, из-за пейзажей, сформированных гигантскими водными просторами Рыбинского моря. Переночевав в большом и комфортном гостевом доме для рыбаков, мы немного погуляли по Брейтово, посидели на берегу Сити и отправились на маршрутку до станции Шестихино, откуда электричкой можно легко добраться до Рыбинска.
Маршрутка едет по территории т.н. Сицкого края (по берегам реки Сить), где обитали почти исчезнувшие ныне сицкари. От них не так много осталось памятников (хотя сицкари славились как непревзойденные плотники, но были бедны и строили в основном в других регионах как отходники), но кое-что все-таки есть и здесь (на землях Некоузского и Брейтовского районов). И с этими памятниками мы, конечно же, планируем ознакомиться, когда представится такая возможность.